Введение в научное изучение старости (2)
Мы видели, что в старости происходит борьба между благородными элементами и фагоцитами, что жизненность первых большею частью ослаблена, в то время как вторые, наоборот, обнаруживают усиленную деятельность. Поэтому казалось бы, что средством борьбы против патологической старости должно бы быть, с одной стороны, усиление наиболее ценных элементов организма, а с другой — ослабление наступательного стремления фагоцитов.
Я должен сейчас же предупредить читателя, что задача эта еще не решена, но что решение ее не заключает в себе ничего непреодолимого. Это такой же научный вопрос, как многие другие. Свойства клеточных элементов легко изменяются под различными влияниями. Поэтому нет ничего неразумного в искании средств, способных усиливать кровяные шарики, нервные, печеночные и почечные клетки, сердечные и другие мышечные волокна. Эта задача облегчается открытием сывороток, действующих на различные элементы.
Это так называемые цитотоксические сыворотки, т. е. токсические для клеток различных категорий. Удалось установить, что малые дозы таких цитотоксических сывороток не растворяют и не уничтожают специфические элементы тканей, а наоборот, укрепляют их. Тут имеет место нечто подобное тому, что происходит со многими ядовитыми веществами, как, например, наперстянкой: сильные дозы губительны, а слабые излечивают или улучшают состояние некоторых частей организма. Следуя этому правилу, оказалось возможным установить, что небольшие дозы сыворотки, способной растворить красные кровяные тельца человеческой крови, увеличивают у человека, в чей организм онивводятся, количество этих элементов крови. Подобно этому сыворотки, разрушающие белые кровяные шарики кролика, укрепляют их, если вводятся в достаточно слабых дозах.
Вот, стало быть, рациональный путь, по которому следовало бы идти с целью укрепить благородные элементы человеческого организма и воспрепятствовать их старению. На первый взгляд может показаться, будто задача эта совсем проста: достаточно бы ввести в организм лошади (или другого животного) некоторые тонко измельченные органы человека, как, например, элементы мозга, сердца, печени, почек и т. п. и спустя несколько недель получить сыворотку, воздействующую на эти органы. На деле задачу эту разрешить много труднее. Органы редко извлекаются из человеческого тела в таком состоянии, которое позволило бы ввести их в организм животного. По закону вскрытие не может быть совершено ранее суток после смерти. С другой стороны, часто встречаются очень серьезные препятствия к тому, чтобы извлекать органы из мертвого тела. Но если даже превозмочь эти препятствия, то встречаются дальнейшие — на пути испытания действенности различных доз цитотоксических сывороток. Поэтому неудивительно, что попытки укрепления благородных элементов человеческого организма требуют долгого времени.
Если эти благородные элементы (нервные, печеночные, почечные и сердечные клетки) требуют усиления, то это доказывает, что они подвержены каким-то постепенно ослабляющим их причинам. Было бы в высшей степени важно знать, каковы эти причины, потому что это дало бы нам в руки еще новое средство борьбы со старостью. Аналогия старческого вырождения с атрофическими болезнями наших важнейших органов позволяет предположить и сходство причин, вызывающих оба эти ряда явлений. Склероз мозга, почек и печени часто зависит от отравления такими ядами, как алкоголь, свинец, ртуть и т. д. Болезни эти также могут быть вызваны заразными началами, между которыми главную роль играет сифилис.
Ревматизм, подагра и инфекционные болезни играют только второстепенную роль между причинами артериосклероза. В результате всех расчетов Эдгрен признается, что почти в 1/5 случаев он не смог установить настоящую причину артериосклероза. В громадном большинстве этих случаев дело касалось пожилых людей, таких, которые, по Эдгрену, «поражены, так сказать, физиологическим склерозом».
Я же предполагаю, что этот склероз без выясненной причины — вовсе не физиологический, а должно быть, столь же патологический, как и склероз сифилитического и алкоголического происхождения. Но откуда же, спросят меня, является отравление в этих случаях? При сифилисе мы имеем дело с организованным вирусом, а именно с бледной спирохетой. Она-то и вызывает инфекцию или отравление, приводящее к артериосклерозу, прогрессивному параличу и другим серьезным нарушениям здоровья. При алкоголизме мы имеем дело с ядом дрожжей — микроскопических грибков, близких к настоящим микробам. Для того же, чтобы объяснить артериосклероз в случаях, где нет ни сифилиса, ни алкоголизма, ни другой определенной причины, следует отнести отравление за счет той массы бесчисленных микробов, которые кишат в нашем кишечном канале.Уже Бушар обратил внимание на отравление организма, зависящее от нашего кишечного канала. Кишечный канал человека питает громадное количество бактерий. По исследованиям Страсбургера, оно достигает 128 000 000 000 000 в день. Микробы эти немногочисленны в частях кишечника, переваривающих пищу, но они кишат в толстых кишках, т. е. нижней части, служащей вместилищем пищевых остатков. Последние вместе со слизистымвыделениями служат очень благоприятной средой для размножения микробов. И в самом деле, микробная флора составляет 1/3 человеческих испражнений.
Флора эта очень разнообразна и заключает большое число видов, между которыми встречаются палочки, кокки и разные другие микробы; некоторые из них еще недостаточно изучены.
Источник: Книга о здоровье: Сборник/Сост.: Ю.В. Махотин, О.В. Карева, Т.Н. Лосева. Под ред. Ю.П. Лисицына.


На нормальный конец, наступающий после развития инстинкта смерти, действительно, можно смотреть как на конечную цель человеческого существования. Но, прежде чем дойти до этого, надо пережить целую
Когда микробы эти остаются в кишечном содержимом, они только редко и в малом количестве проникают в кровообращение; поэтому организм без большого затруднения побеждает их. Громадное большинство этих
Мы не можем не разделять мнения тех, которые отворачиваются от науки и ищут правды и утешения в религии; но мы не имеем права не считаться с их мнением или относиться к нему свысока. Нельзя также
Старение — нормальный физиологический процесс, постепенно приводящий к спокойной естественной смерти. Таким образом, оно является неотъемлемой, составной частью жизни. Эта проблема затронута еще
Почему, собственно говоря, исходным моментом для меня послужил сороковой год в жнзни мужчины? Дело в том, что этот возраст для мужчины во многих отношениях является самым важным. В этом возрасте
С каждым новым десятилетием дети и подростки становятся крупнее, выше и тяжелее своих сверстников из прошлого, раньше наступает у них и половое созревание.