Дошкольный возраст. Обучение ребенка.
В 6 лет ребенок объединяет предметы в одну группу уже на основе отвлеченного, общего для них признака, т. е. у него появляется способность к классификации. Развивая ребенка, очень важно научить его усматривать общее в многообразном. Каждое новое слово-понятие должно наполниться для него конкретным смыслом, войти в живую ткань образных представлений. В этом случае словесные понятия станут для ребенка опорой в более глубоком понимании окружающей действительности. В противном случае он научится жонглировать словами, но видение мира у него останется по-прежнему примитивным. Подобное явление, называемое «вербализмом», особенно пагубно отражается на усвоении теоретических знаний в школе.
В связи с происходящим переходом на обучение с 6 лет определение У детей готовности к школьному обучению представляется особенно важным. Выше были описаны средние показатели развития 6-летних детей. Однако в реальной жизни мы сталкиваемся и с опережением развития детей, и с отставанием по сравнению со средневозрастными возможностями. Например, существуют дети, которые, будучи умственно полноценными, тем не менее долго сохраняют признаки незре
лости эмоционально-волевой сферы.
Это дети с так называемым психическим инфантилизмом. У них дольше обычного сохраняют ся игровые интересы, чрезмерная непосредственность и трудности произвольной концентрации внимания. Таких детей не стоит спешить
отдавать в школу
С 6 лет — это чревато нервными перегрузками
невротическими срывами и порой — потерей интереса к учебе
вообще. В еще большей мере это относится и к детям с так назы
ваемой задержкой психического развития; такие дети усваивают
большинство вышеописанных навыков на 1—2 года позже сверстни
ков и обычно нуждаются в специа лизированной помощи психоневро
лога и дефектолога. На уроках ни не могут сосредоточить свое
внимание на объяснении учителя, им неинтересно, скучно. Они не
могут сосредоточенно размышлять над поставленной перед ними зада
чей. В таких случаях не следует оказывать нажим на ребенка и си
лой заставлять зубрить заданное. Такие дети нуждаются в помощи
и поддержке, а не в понукании Особенно важно организовать длз
них режим труда и отдыха.
Наибольшие трудности ожидаю в школе умственно отсталого ребен ка. Причинами таких состояни; чаще всего бывают ранние (в период беременности и родов) органиче ские повреждения головного мозп или различные генетические ано малии, наследственные или возник шие в момент зачатия и оплодотво рения. Умственно отсталые дети значительно позже сверстников овладевают навыками самообслу живания, плохо овладевают навы ками конструирования и рисова ния. Их игры крайне бедны пс содержанию и соответствуют играм детей более младшего возраста Речь развивается медленно и весьма скудна по содержанию и словарному запасу.
Такие дети психологически не готовы в 6—7 лет идти в обычную школу. Они значительно медленнее усваивают школьный материал, в весьма ограниченном объеме, и поэтому могут учиться только в специализированных школах. Направить такого ребенка в общеобразовательную школу — это значит причинить ему сильную психическую травму. Возникает переживание собственной неполноценности, развиваются невротические расстройства, что нередко сопровождается отказом посещать школу. Такой ребенок должен наблюдаться у детского психиатра, где он получит необходимую помощь и лечение.
Основные задачи, стоящие перед родителями при воспитании детей дошкольного возраста:
1. Развивать и поощрять у ребенка способности самостоятельно, без принуждения следовать определенным социальным нормам поведения.
2. Способствовать интеллектуальному и речевому развитию. В дошкольном возрасте темпы психического развития детей особенно зависимы от социальных влияний и прежде всего — от культурного уровня семьи. Пустое, бессодержательное времяпрепровождение, формальное общение, лишенное тепла и юмора, однообразная окру-
жающая обстановка, отсутствие новых впечатлений тормозят развитие ребенка и приводят к формированию так называемой социально-бытовой и педагогической запущенности. Особенно этому подвержены дети, не посещающие детский сад. В таких случаях родители должны сами проводить всю работу, предусмотренную программой подготовительной группы детского сада.
3. Для того чтобы облегчить ребенку период адаптации к школе, лучше заранее психологически подготовить его к предстоящим переменам. Не все дети одинаково легко переносят подобную ломку жизненного стереотипа. Наибольшие осложнения следует ожидать у тех, кто и при поступлении в детский сад очень долго не мог привыкнуть к новой обстановке. Определенные трудности ожидают и единственного ребенка в семье, не посещавшего детские учреждения.
4. Следует всячески поддерживать контакты и дружеские связи ребенка со сверстниками. В современную эпоху отдельных квартир дети, не посещающие детские учреждения, зачастую оказываются оторванными от сверстников. Обстановка гиперопеки и изоляции от «улицы», как правило, ин-фантилизирует детей. Постарайтесь не допускать этого.
Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991.


Год — опасный возраст. Родители не могут предотвратить все несчастные случаи. Если бы они и пытались это сделать, то их осторожность и беспокойство сделали бы ребенка робким п зависимым. Но огромное
Закрепляется и совершенствуется ведущая роль правой руки. Первые признаки доминирования правой руки можно заметить еще в раннем возрасте, но устойчивым ее предпочтение становится именно в дошкольном
Большойй вклад в формирование самосознания и образа вносит игровая деятельность. В младшем и старшем дошкольном возрасте ведущей формой деятельности для ребенка является сюжетно-ролевая игра. Главная
Первый год — очень ответственный и насыщенный событиями период в жизни ребенка. За сравнительно короткое время малыш приобретает чрезвычайно много новых навыков, знаний об окружающем мире и опыт
Следующий этап — развитие у ребенка понимания речи. Взрослому рекомендуется пояснять ребенку все то, па что он обратил внимание; чаще называть яркие или звучащие игрушки
Воспитание детей в возрасте от 9 мес до 1 года. Дети в возрасте 9—10 мес понимают большое количество слов, различают интонацию, с которой с ними говорят, реагируют на слово «нельзя».