Дошкольный возраст. Полезные уроки для детей.
Ведущий глаз у большинства детей — правый. Известно, что встречаются дети, у которых подобное доминирование слабо выражено или ориентировано противоположным образом, чем у большинства людей. Если слабое доминирование (амбидекстрия) обычно не создает каких-либо неудобств, то левшество является причиной определенных затруднений при усвоении двигательных навыков, традиционно рассчитанных на пра вую руку.
Есть разные мнения о пользе и необходимости переучивания левшей и возможных вредных его последствиях. В каждом конкретном случае принимать решение следует с учетом индивидуальных особенностей ребенка. При благополучном общем состоянии нервной системы и значительной податливости в процессе переучивания следует попытаться сделать это.
Лучше начинать переучивание в раннем или младшем дошкольном возрасте. Однако, если ребенок оказывает упорное сопротивление, то лучше подобные попытки прекратить во избежание возникновения у него нервного срыва.
Существенно прогрессируют за эти годы речевые возможности ребенка. В связи с возросшим словарным запасом и умением строить .-.достаточно сложные и разнообразные фразы, речь в этом возрасте намного лучше служит ребенку в процессе общения. В младшем дошкольном возрасте дети еще не всегда могут передать свои мысли словами.
В значительной степени при общении со взрослыми они опираются на совместную с ними практическую деятельность и известную обоим ситуацию. При этом часть содержания ребенок выражает словесно, а остальное подразумевается. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте дети способны уже все передать и понять с помощью речи. К 6 годам дети могут довольно длительный промежуток времени слушать взрослого и почти ничего не упускают из содержания сказанного. 3—4-летние дети без опоры на ситуацию или наглядность — длинные монологи взрослых (например, рассказ, нравоучение и т. п.) — понимают фрагментарно, в общих чертах, упуская много подробностей. Существенно меняется к 5—6 годам отношение детей к самой речи.
Если в младшем возрасте слово для ребенка неразрывно спаяно с предметом, который оно обозначает, то в 5 лет у него появляется интерес к звуковой стороне слова. Становится возможным научить его выделять в слышимой речи отдельные предложения и слова, а слова делить на слоги и звуки. Хотя непосредственно эти навыки понадобятся в школе, лучше освоить их еще в дошкольном возрасте. В детском саду или дома
можно достичь хороших результа тов с помощью специальных игр. Например, угадывание последнего слова в четверостишии:
«Пушка лапой уши мыла
На скамейке у окошка,
Пушка моется без мыла,
Потому что Пушка ..... (кошка)».
Игры «Закончи слово» вырабратывают навыки анализа слов на слоги. При этом взрослый начинает слово, а ребенок должен назвать последний слог: кош...(ка), гла... (за) и т. п.
Самое трудное для детей — это выделить отдельные звуки в словве Сначала учат выделять гласный звук в середине короткого слова («Какой звук стоит в слове МАК -«а» или «о»?»), затем согласный в начале слова и позже — в конице слова. Особенно важно заниматься подобными упражнениями с теми детьми, у которых долго не устанав ливалось правильное звукопроиз ношение. Освоение подобных на выков служит гарантией того, что ребенок не будет испытывать труд ностей в школе при обучении письму.
В дошкольном возрасте у детей можно заметить интересное явле ние: временами ребенок говорит, ни к кому конкретно не обращаясь как бы сам с собой. Психологи называют это «эгоцентрической речью. Она часто сопровождает различные формы деятельности ребенка.
Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991.


На тыльной поверхности руки находятся точки грудных желез, поясницы и лимфатической системы.
К рефлекторным зонам верхней части стопы относятся точки груди, середины спины и лимфатической системы. Эти точки расположены между основаниями пальцев и верхом лодыжки.
В отличие от стоп, руки благодаря положению больших пальцев могут быть поделены на продольные зоны, но не на поперечные. Для того чтобы было проще находить положение рефлекторных зон, можно
Практическая цель рефлексотерапии - восстановить энергетический баланс в организме. Во время сеанса необходимо обеспечить пациенту удобную позу, способствующую полному расслаблению тела.
На руках существуют зоны, подобные рефлекторным зонам, расположенным на стопах, только они меньше.