Ранний возраст (13 месяцев - 3 года). Задачи родителей.
Например: кирпичи — «ти-тиТи», бисквиты — тиТИти», никогда — «нидаДА». Речь изобилует звукоподражательными словами: собака — «ав-ав», машина — «би-би», поезд — «ту-ту». Расширяя словарный запас, дети не только запоминают названия тех или иных предметов и действий, но и осваивают правила образования так называемых производных слов с помощью суффиксов и окончаний: кот — котенок; мышь — мышонок; гриб — грибочек — грибник; машина — машинист; танк — танкист; стройка — строитель и т. д.
Наиболее активно освоение правил словообразования начинается с 3 и продолжается до 5 лет. В этот период наблюдается очень интересное явление, которое называется детским словотворчеством: ребенок начинает создавать в большом количестве «свои» слова. К 3 годам дети пользуются довольно большим набором слов и фраз, но далеко не все из них они достаточно хорошо понимают.
На протяжении почти всего дошкольного возраста осмысление уже употребляемых ребенком слов становится все полнее и глубже. В раннем же возрасте недостаток понимания компенсируется за счет определенной ситуации, мимики и жестов. Представим себе такую сцену. Англичанка находится в комнате с матерью и двумя детьми, говорящими только по-русски. Девочке 13 мес, мальчику 7 лет. Девочка идет от матери к англичанке и возвращается назад.
Она поворачивается и собирается снова направиться к англичанке. Та улыбается, указывает на мальчика и говорит (по-английски): «А теперь иди к брату». В тот же момент мальчик, понимая ситуацию, хотя не понял ни слова, протягивает сестре руки. Малышка улыбается, меняет направление и шагает к своему брату. Она тоже прекрасно поняла ситуацию. Аналогично и при общении на родном языке дети адекватно реагируют на слова и выражения, которые на самом деле не вполне понимают.Определенные трудности для ребенка представляют грамматические правила родного языка, т. е. согласование слов между собой по роду, числу и падежу. На то, чтобы освоить это, у ребенка уходит около 2 лет, и к 3 — 4 годам он уже способен строить фразы соответственно образцам речи взрослых.
С этого момента речь для него становится не только способом общения, но и инструментом познания. Начинается период вопросов. Вопрос: «Это те?» (Это что?) становится постоянным требованием, обращенным к взрослому. Темп развития
мячи всех размеров и форм, книги с твердыми страницами, куклы, игрушечные машинки, автобусы, ведерки. Дети очень любят играть с водой и бумагой. Желательно иметь пирамидку с большими коль цами, простейшую мозаику. Зaвoд ные игрушки стоит покупать ближе речи сразу же возрастает. К концу к 3 годам. В этом возрасте будет 2-го года ребенок употребляет до 300, а к концу 3-го года — до 1500 слов. Слово для ребенка является не только напоминанием о предмете или явлении. Оно высвечивает опре-дел^енные значимые стороны действительности, на которые ребенок самостоятельно обратил бы внимание значительно позже. Однако следует помнить, что в этот период слово выполняет свою обобщающую функцию в очень ограниченном объеме, который позже у него существенно расширится. Слово для ребенка еще не символ, а, скорее, ярлык, этикетка, указывающая на предмет или образ.
Основные задачи, стоящие перед родителями ребенка раннего возраста, следующие:
1. Научить ребенка учитывать в своем поведении определенные социальные требования и нормы. Выработать у него первоначальный «репертуар» социальных навыков. Следует стремиться к тому, чтобы он самому себе нравился и чтобы чувствовал, что его ценят окружающие. Ребенок этого возраста очень чувствителен к похвале. Положительно оценивая те или иные действия, поступки, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают у них самолюбие, желание заслужить похвалу. Однако попустительство сослужит плохую службу.
2. В этом возрасте необходимо иметь соответствующий набор игрушек. Из больших игрушек рекомендуются: детские коляски трости или маленькие тележки, качели, гимнастическое оборудование для детей
уместным и трехколесный велосипед.
3. Навыкам опрятности следует обучать с 2 лет.
4. Учитывая большую подвиж ность и огромное любопытство, свойственные малышу в этом воз расте, следует много внимания уделять безопасности ребенка. Не обходимо убрать колющие и ре жущие, слишком маленькие или легко разбирающиеся до мелких деталей предметы. Лекарства идру гие химикаты должны находиться вне пределов досягаемости.
5. Развивающиеся речевые на выки позволяют много и содержа тельно общаться с 2—3-летним ребенком. Лучше всего разговари вать на интересующую его в дан ный момент тему. И наоборот, бес полезно гоняться за ним по комнате и говорить: «Посмотри-ка на эту красивую картинку!». Не следует спешить и пытаться в этом возрасте учить ребенка азбуке. Даже заучив буквы, он не ранее 5 лет сможет пользоваться ими для письма или чтения.
Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991.


Ребенок во 2-м полугодии жизни В поведении начинают проявляться признаки сложной анализаторно-стенической работы коры головного мозга. Малыш стремится к общению, понимает обращенную к нему речь,
Ваш ребенок растет и совершенствуется с вашей помощью. Вы горды за его успехи в первый год жизни. Поздравляем! И шагаем дальше в прямом уже смысле этого слова.
Малыш начинает смотреть на источник звука и поворачивает к нему тело. Наряду с тем, что реакция ребенка на звуки становится все более отчетливой и дифференцированной, он все чаще сам начинает их
В этом возрасте продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка: довольно интенсивно, хотя и медленнее по сравнению с предыдущими годами, увеличиваются масса тела (в среднем за год на 2—2,8 кг) и
Следующий этап — развитие у ребенка понимания речи. Взрослому рекомендуется пояснять ребенку все то, па что он обратил внимание; чаще называть яркие или звучащие игрушки
Воспитание детей в возрасте от 9 мес до 1 года. Дети в возрасте 9—10 мес понимают большое количество слов, различают интонацию, с которой с ними говорят, реагируют на слово «нельзя».