Психомоторное развитие ребенка. Грудной возраст.

22 февраль 2007
1 069
0
0
Первый год — очень ответственный и насыщенный событиями период в жизни ребенка. За сравнительно короткое время малыш приобретает чрезвычайно много новых навыков, знаний об окружающем мире и опыт общения с людьми. Его манера поведения и нрав существенно меняются за это время. Если на 1 -м месяце жизни младенец — довольно «серьезное» и сонливое существо, то в 3—5 мес значительно увеличивается период бодрствования, и в настроении доминирует благодушие, его может нарушить разве только прорезывание зубов или случайное нездоровье. В этом возрасте малыши очень контактны. При общении на лице часто появляется улыбка. Начиная с 5—6 мес отношения к людям все более дифференцируются.

В 6—8 мес уже отчетливо заметна разница в реакции на близких, уха-ясивающих за ребенком, и на посторонних. При виде незнакомого человека нередко возникает тревога. Все более усиливается и становится избирательной привязанность к матери.
Если в первые месяцы жизни ребенок — «созерцатель», в 3—5 — исследователь частей своего тела, то в 8 мес он активно познает окружающее пространство. Он хочет все увидеть, все потрогать, все тянет в рот. От мелких предметов, к которым ребенок тянулся в 5—8 мес (кубики, кольца, мячи), его интерес к концу 1-го года жизни переключается на большие предметы (мебель, телевизор и др.). Большой прогресс происходит в становлении двигательных способностей. Развитие движений идет от умения контролировать движения головы (12 нед) к знакомству со своими руками и овладению зрительным контролем над их движениями (3—5 мес).

Постепенно ребенок учится доставать предметы руками под контролем зрения. В 6 мес он может длительно удерживать предмет в руке, приобретенные навыки опробуются на объектах. Фокус внимания перемещается с самого двигательного акта (как, например, при доставании предмета и похлопывании по нему) на взаимодействие с объектами. Так, полугодовалый ребенок раз за разом роняет вещи и наблюдает, что происходит с ними.

В 8—9 мес начинается активное знакомство с окружающим миром. Ребенок изучает все признаки любого встретившегося ему нового предмета; подносит его ко рту, переворачивает и разглядывает под различными углами зрения, потирает и постукивает его. Он овладевает простыми действиями: то ставит, то опрокидывает предмет. Так, играя, он упражняется в различных движениях и действиях.
В период от 8 до 14 мес появляются новые, очень важные двига-
тельные навыки. Научившись самостоятельно сидеть и переворачиваться в любую сторону из любого положения, ребенок осваивает ползание. К 9 мес дети обычно могут стоять, держась за что-либо, и активно «карабкаются» вверх: пытаются залезть на низкий диванчик, на 1—2 ступеньки лестницы (в 9 мес не выше 15 см за один раз, а к 11 —12 мес — уже на полметра).
В 11 мес ребенок обычно уже переступает, а в 13 — ходит самостоятельно.
Как только малыш научится передвигаться в пространстве, он начинает активно обследовать все закоулки квартиры. В это время он подвергается реальной физической опасности. Он невероятно любопытен, его привлекает все, что он видит. Все, до чего он может дотянуться, он тянет в рот. В это время он еще достаточно неуклюж. Дети не знают, какие предметы устойчивы, а какие — упадут, если на них облокотиться. Все это требует повышенного внимания со стороны родителей.
Научившись в 1 1/2—2 мес фиксировать взгляд на предмете и прослеживать его движение, в 3 мес ребенок рассматривает разнообразные движения игрушки. После 8 мес ребенок много времени проводит за разглядыванием мелких предметов. Одновременно появляется очень важная способность — умение предвосхищать изменения, происходящие вокруг него.

В 4 мес ребенок следит за невидимой частью траектории движения предмета. Если движущаяся игрушка на расстоянии полуметра скрывается за экраном шириной около 7 см, ребенок взором следит за невидимой траекторией движения: взгляд его приходит в ту точку, в которой игрушка появляется из-за экрана. В 10 мес дети уже могут найти предмет, который был спрятан у них на глазах.

Острота слуха к 3-му месяцу достигает уровня взрослых, чуть позже ребенок поворачивает голову в направлении звука (на уровне уха), а между 3-м и 5-м месяцами формируется координация между зрением и слухом.

Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991.


Поделитесь в социальных сетях:
нравится0
не нравится0
Комментарии:
Полезные статьи, написанные действующими, практикующими врачами
medichelp.ru © 2007-2020