Формы нарушений семейного воспитания.
Воспитание необходимой способности подавлять аффективные вспышки приносит обычно скромные успехи, если человек (взрослый или ребенок) не занимается постоянно воспитанием своих чувств. Дело в том, что источники, все причины чувств, с точки зрения их произвольной регуляции, можно свести в 3 группы: а) полностью независимые от нас, от нашего желания и воли; б) частично зависящие от нас, от нашего желания и нашей воли; в) практически полностью зависящие от нас. Примером может служить отношение людей к окружающим явлениям. Так, если Вы хотите спать, а за окном разыгрывается гроза, Вам и в голову не придет в связи с этим выражать гнев, как и по поводу любых обстоятельств, полностью неподвластных Вам.
В детях необходимо развивать психологическую тренировку по управлению своими чувствами. Не всем людям присуща способность осознавать зарождение чувства; правда, они иногда замечают, что в них что-то изменилось, но что именно — непонятно. И если каждый раз это едва ощутимое явление осознанно проанализировать, то с течением времени можно научиться улавливать чувства в самом начал и тем самым приобрести власть ними, т, е. управлять нашей эмо циональной сферой жизни.
В период становления того или иного чувства, когда оно еще совер шенно слабое, им можно вполне уп равлять. Чувство подчиняется на шей воле, и если оно не являете: положительным, надо успеть пога сить его, не дать ему достичь куль минации, которая исключает его произвольную регуляцию. С возрастом эмоции ребенка вс в большей степени взаимодейству ют с высшей нервной деятель ностью, отражают его отношение в происходящим событиям, к окру жающим людям. Эмоции способст вуют участию в жизни детскогс коллектива, обеспечивают пост роение взаимоотношений и во всез случаях в условиях недостатка ин формации являются ориентиров ответа. В условиях напряженно! деятельности, при отсутствии сме ны впечатлений, невозможное™ разрядки возникает эмоциональ ный взрыв (крик, плач, упрямство капризы, негативизм, открытое не подчинение и т. д.). Своевременно переключение обеспечивает динамическое равновесие центральной нервной системы.
Формы нарушений семейного воспитания. Можно с уверенностью говорить, что различные нарушения семейного воспитания формируются еще до рождения ребенка. Они возникают как естественное продолжение семейных взаимоотношений, патологических установок жены или мужа как по отношению друг к другу, так и к ребенку. Дефекты в воспитании обычно наблюдаются в семьях, где извращены представления о месте человека в обществе, соотношения личного и общественного, где имеются элементы мещанской идеологии.
Следовательно, любые «сбои» в установке личность — общество ведут к нарушениям семейного воспитания. Ошибки периода становления семьи обычно не улавливаются супругами. Нужно обладать развитым критическим чутьем, чтобы самим выявить и понять их. Необходимы гражданское мужество, чтобы признать эти ошибки, и значительные усилия, чтобы изжить их. Обычно нарушения процесса семейного воспитания носят общий характер и могут быть сгруппированы, что облегчает их распознавание. Часто ошибки такого рода называют системными.
Весьма распространены те нарушения семейного воспитания, которые являются непосредственным продолжением ошибок, возникающих еще в период становления семьи. К ним можно отнести, например, потребительскую установку, когда жена считает, что муж должен получать большую зарплату, обладать определенными способностями по «добыванию» материальных благ. Обычно эта установка сочетается с так называемым вещизмом, бездуховностью. В период воспитания детей возможно проявление собственнической установки, например, дочь — «моя собственность», я «могу вмешиваться во все ее дела и поступки, все должно быть мною (матерью) санкционировано».
Сходный характер носит и негативная установка; муж — большой ребенок,— и потому у него отбираются заработанные им деньги, выдаются только на карманные расходы, осуществляется грубое командование, требуется беспрекословное подчинение. Эта установка распространяется и на ребенка; негативизм ко всем проявлениям самостоятельности, инициативы, доброты, ласки. Другую категорию неправильных (патологических) установок объединяют в отдельную группу — системы взаимоотношений с ребенком (авторитет родителей).
Многие нарушения в этом случае в процессе воспитания связаны с негативными чертами личности родителей (либо одного из них, либо обоих), например, авторитет подкупа, панибратства, дистанции. Обычно выделяется господствующий вариант нарушений воспитательного авторитета. Это связано с тем из родителей, который принимает большее участие в воспитании, и тут могут проявить себя «авторитет» подавления, чванства, педантизма и резонерства. Мелкая опека сопровождается, как правило, чтением длинных нотаций по поводу и без повода.
Любые отклонения от норм родительского авторитета неблагоприятно отражаются на семейных отношениях, на развитии ребенка. А. С. Макаренко в связи с этим подчеркивал, что «не знал ни одного случая, когда бы полноценный характер возник сам собой, без трудовой воспитательной обстановки, точно так же, как не бывает уродливого, исковерканного характера у ребенка, если он жил в нормальных и педагогически благоприятных условиях».
Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991.


Способность организма приспосабливаться (адаптироваться) к изменившимся условиям внешней среды выработалась в процессе фило- и онтогенеза.
Проекция - процесс смещения, переноса на других людей всего того, что человек не признает или отвергает в самом себе, ее описал Зигмунд Фрейд. Проекция, собственно, подразумевает проецирование на
Для многих молодых родителей это трудный вопрос. Преобладающее большинство молодых родителей скоро находит ответ на этот вопрос. Но для некоторых это остается неразрешенной проблемой, несмотря на
Без предрассудков и суеверий. К вопросам нравственного воспитания подрастающих детей непосредственно относятся некоторые проб-«лемы подобного рода. Как, например, слепая вера взрослых в различные
Воспитание детей в возрасте от 9 мес до 1 года. Дети в возрасте 9—10 мес понимают большое количество слов, различают интонацию, с которой с ними говорят, реагируют на слово «нельзя».
Головной мозг имеет предел работоспособности, который находится в прямой зависимости от возраста. Чем меньше ребенок, тем быстрее наступает утомление нервных клеток, которое снимается только сном.