Психогигиена и воспитание (2).
Умение понимать ребенка — это предпосылка успеха семейного воспитания. А для этого нужно постоянно наблюдать за поступками и поведением детей. С первых дней жизни малыша единственный способ общения — его эмоции. Эмоциональная жизнь детей необычайно быстро развивается, усложняется, становясь естественным компонентом эмоциональной жизни всей семьи. Анализ мимических реакций показывает, что каждой эмоции свойственны особое выражение глаз, определенная поза, характерные движения конечностей, специфические изменения лицевой мускулатуры. И не только внешних факторов, но центральной и вегетативной нервной системы, гладкой мускулатуры, тонуса сосудов, внутренних органов, т. е. целая гамма изменений, связанных с эмоциональным переживанием.
Любые эмоциональные реакции — смех, улыбка, плач, гнев, волнение и другие — отчетливо связаны с вызвавшими их событиями. Каждое чувство имеет точку своего приложения. Это означает, что эмоциональное состояние направлено на человека, предмет или явление, вызвавшее определенные (в том числе и ранее имевшие место) чувства. У ребенка первого года жизни чувства направлены практически полностью на удовлетворение пищевой потребности, ощущения тепла и комфорта. Позже появляется первая еще случайная улыбка, затем — улыбка и оживление в ответ на появление матери, ее ласковую речь.
В период становления детской эмоциональности необходимо стараться создавать условия для появления по возможности однозначных эмоций. Это означает, что нежелательны кокуренция раздражителей или подмена, а также отсутствие обычно следовавшего за раздражителем положительного подкрепления.
В семье такие ситуации могут возникать при нарушении привычного ритма сна и бодрствования, кормления и прогулок, смены их, непривычным чередованием, когда вместо ожидаемой одной пищи ребенок получает другую, и т. д.
Закономерности развития эмоций, взаимодействия эмоциональных состояний, а также их основные физиологические характеристики те же, что и у всех остальных процессов высшей нервной деятельности. Так, сила и глубина эмоций определяются степенью влияния на поведение и участие в игре, взаимоотношения с товарищами и родителями, влиянием семьи и среды на основные биологические процессы и потребности.
Длительность чувств также может быть различной: есть чувства, проходящие очень быстро и длящиеся долго. Для нас важно то, что чувства, появляющиеся в детском возрасте, могут проявляться в дальнейшем в течение всей жизни. Встречаются и взрослые, и дети, не способные к длительным переживаниям одного чувства, они проходят так же быстро, как и появляются. Культура чувств, нравственное по-
ведение и психика ребенка между собой тесно связаны и воспитываются в семье.
С первых дней жизни ребенка родителям приходится сталкиваться с избыточностью и чрезмерностью детских эмоций, как положитель ных, так и отрицательных.
Отрицательные эмоциональные состояния не могут быть безразличными для организма. Резко выраженные эмоции (и положительные, и отрицательные) могут вызывать нарушения деятельности высшей нервной системы и внутренних органов ребенка, затрудняют общение как со взрослыми, так и со сверстниками. Вред могут оказать любые чрезмерные чувства. Поэтому воспитание культуры чувств, создание определенного диапазона эмоциональных переживаний, сознательное сдерживание эмоциональной избыточности являются важной задачей воспитания. Родители должны уметь применять эффективные механизмы, чтобы уменьшить вредное влияние отрицательных эмоций, снимать состояния эмоционального напряжения, тревоги и беспокойства. Все это особенно актуально сейчас, в «век раздражения и стрессов».
В создании стрессовых ситуаций повинны, как правило, сами люди. Одни создают трудности из-за неправильной организации и планирования своей жизни. Другие неправильно реагируют на события и явления, с которыми нужно смириться как с неизбежными, не зависящими от нас. Третьи не умеют критически оценить себя и лишь предъявляют претензии к окружающим. Долг взрослого, осознав проблемы, являющиеся частым или постоянным источником психотрав-мирующей, стрессорной ситуации, принять целесообразное решение для снятия травматизирующего напряжения путем переключения на другие дела.
Эмоции — это универсальный язык обмена информацией с внешним миром. Эмоциональный настрой ребенка обусловливает становление личности уже в раннем возрасте, поэтому важно научить ребенка управлять своими эмоциями. Что же нужно знать об особенностях эмоционального воспитания ребенка?
Прежде всего, решающую роль в эмоциональном воспитании играют сила родительского примера и особенности социальной среды, в которую попадает ребенок. Эмоционально-психическое развитие ребенка происходит чрезвычайно быстро: за 3—4 года беспомощный младенец превращается в осознающую себя личность.
В процессе воспитания необходимо учитывать возрастные особенности регуляции эмоционального состояния. Так, в первые 2 года жизни ребенок еще не может управлять своими эмоциями, ему свойственна частая смена настроений.
Сдержанность в поведении появляется после того, как ребенок научится говорить, т. е. словами выражать свои чувства и желания. Происходит это по-разному.
Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991.


В современном мире наблюдается неутешительная тенденция: дети становятся все менее активными и спортивными, а как следствие - менее здоровыми. Многие подростки имеют проблемы с позвоночником, зрением
Подчиненность и зависимое положение ребенка в детской группе нарушают формирование его как личности. Осторожно и тактично выясняя, чем нравится детям тот или иной товарищ, какие черты и нравственные
О субъективизме в подходе к ребенку. Часто, независимо от детских способностей и прилежания, существует элемент предрешенности их развития. Интересно, что это не всегда осознается теми, кто
Важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать. Никто не может так понять их. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении
Воспитание детей в возрасте от 3 до 6 мес. Основными задачами воспитания в этот период являются организация режима дня, который должен соответствовать возрасту
Головной мозг имеет предел работоспособности, который находится в прямой зависимости от возраста. Чем меньше ребенок, тем быстрее наступает утомление нервных клеток, которое снимается только сном.