Начало воспитания. Субъективзм в педагогике.
Планомерность подразумевает создание конкретного плана работы, анализ результатов работы с ребенком, внесение изменений в соответствии с полученными результатами. Однако наличие такого вида — плановой семейной педагогики, по-видимому, невозможно найти ни в одной семье, так же как и семейной бухгалтерии.
Четвертый принцип — системность. Человек един во всех своих проявлениях, он не может быть вчера плохим со всеми, а завтра стать хорошим. Или с одними хорош, а с другими — враг, т. е. лицемерие и ханжество могут какое-то время уживаться с нормальными человеческими взаимоотношениями, но все равно проявятся.
И еще, отдельные виды воспитания (трудовое, эстетическое, нравственное, физическое) также не могут быть изолированными в формировании личности. Если, например, все силы уделяются только эстетическому и физическому воспитанию без нравственного и трудового, результат будет резко негативным, причина — грубая однобокость.
Пятый принцип — конкретность. У детей предметно-логическое мышление. Выводы о состоянии окружающего мира они делают (и это правильно) на основании конкретных примеров. То же и в семье. Невозможно привить сколько-нибудь положительные черты характера, если ребенок непрерывно видит и чувствует противоположное тому, что ему внушается. Воспитывают только конкретный пример, конкретная деятельность, поведение и поступки родителей и окружающих людей.
Хотелось бы, чтобы все окружающие ребенка родственники понимали воспитательный процесс в единстве, не допуская разнобоя в требованиях, в отношении к ребенку. Необходимо еще учитывать возрастные особенности ребенка, степень понимания, характер поведения, темперамент, внимание, интересы.
Прежде всего, это «мудрая власть педагога», как говорил В. А. Сухо-млинский. Успех воспитания во многом зависит от того, как общается педагог с детьми, как он с ними говорит и как их понимает. Каждый воспитатель должен владеть мастерством общения.
Что же такое педагогическое общение? Это все формы педагогического взаимодействия, обеспечивающие прежде всего благоприятный психологический климат, а также умение применять методы психологической регуляции и различные формы оптимизации учебной деятельности. Успешность нравственного воспитания зависит непосредственно от возможности управлять этим процессом. В этом плане определяющую роль играет характер психологических взаимоотношений. Важно постоянно поддерживать у детей заинтересованность, приводить яркие запоминающиеся примеры, уметь побуждать к хорошим действиям, вызывать желание поступать правильно.
Часто между воспитателем и учеником возникает эмоциональное напряжение, затрудняющее восприятие. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы снять это напряжение. Иногда оно возникает из-за воспоминаний о прошлых неудачах, из-за отрицательного отношения к преподавателю, к предмету, ставшему неприятным. Эмоциональное напряжение нарушает восприятие воспитателя, затрудняет всю педагогическую работу. Оно может стать препятствием для стимуляции нравственных поступков. Поэтому первоочередная задача каждого воспитателя — такая организация взаимоотношений с детьми, чтобы эмоциональное напряжение, всегда возникающее в начале общения, легко и быстро снималось.
Только так можно создать условия для оптимального педагогического и нравственного общения. Эмоциональный контакт с воспитателем способствует развитию мотивации у учащихся, желанию поступать высоконравственно в соответствии с влиянием воспитателя, а также развитию творческого мышления у детей. Субъективизм в педагогике. Процесс становления нравственности, особенно в коллективе, всегда нарушается, если возникает так называемый субъективизм в педагогике. Проявляется он прежде всего в избирательном подходе. В таких случаях родители, педагоги и воспитатели чаще обращаются к тем детям, которые вызывают у них то или иное эмоционально-смысловое отношение — симпатию, озабоченность, неприязнь, даже негативизм.
По этой причине многие остаются обойденными учительским или родительским вниманием. Описываемое явление не так уж редко. Любой воспитатель, помимо своей воли, склонен лучше относиться к более «интеллектуальным *, дисциплинированным, исполнительным ученикам. Самые нелюбимые — это обычно активные, самоуверенные и независимые дети. Мы встречали описание интересного эксперимента, который показывает, как иногда определяется степень интеллекта. Преподавателю предлагалось оценить интеллек-туальный уровень по личному делу ученика. Для этого ему давали документы одного и того же ученика, а фотографии к ним были приложены разные — заведомо «привлекательные» «непривлекательные». Оказалось, что «привлекательным» детям при прочих равных условиях, как правило, приписывали более высокий интеллект.
Учитель непроизвольно чаще обращается к тем детям в классе, которые сидят на первых партах, воспитатель детского сада — к тем, кто находится ближе. Эти ученики и воспитанники оцениваются более высоко, чаще поощряются, чаще получают задания. Таким образом, случайно или неслучайно стимулируется активность детей, по разным причинам оказавшихся ближе к воспитателю или преподавателю.
Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991.


Гены, унаследованные нами от наших родителей, также имеют свои сильные и слабые стороны. Зная о генетической предрасположенности, можно с уверенностью предсказать возникновение тех или иных проблем
Термин «воспитание» применяется в двух смыслах: узком и широком. В обыденном, узком смысле воспитание понимается как процесс целенаправленного воздействия на человека с целью привития ему
При опросе пятиклассников, проведенном в одной из московских школ, 12 учеников из 34 ответили, что говорят с папой только о хоккее. Роль отца в воспитании ребенка можно проиллюстрировать на
«Отец, отчий дом, отчизна. Неразрывная цепочка понятий, каждое звено которой так много для нас значит..., память хранит светлые образы, среди которых едва ли не самый дорогой — образ человека,
Важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать. Никто не может так понять их. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении
Уборка помещения. В комнате ребенка воздух должен быть чистым. Уборку следует производить ежедневно влажным способом. Температура в комна.те новорожденного должна быть 20—22 °С. Находящуюся в комнате