Воспитательная роль матери.
Моральная обязанность каждой женщины — создать все условия для полноценности этого воспитания. Исключительность влияния матери на растущего человека в том, что оно сказывается не только в раннем детстве, но в годы до-Щкольного и школьного развития и на протяжении всей жизни. Под влиянием матери происходит сложнейший процесс становления личности. Дети, лишенные материнского тепла и ласки, нередко много теряют в развитии эмоционально-психической сферы: портится характер, тормозится интеллект, затрудняются социальные контакты.
«Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери»,— писал А. И. Герцен. С какого же возраста становится важным материнское влияние? Молодые родители с удивлением узнают, что это происходит с первых месяцев и даже недель жизни ребенка. Педиатрам и акушерам известно, что даже поведение женщины во время беременности отражается на состоянии и развитии плода, а в дальнейшем и ребенка. Если беременная спокойна, соблюдает режим отдыха, сна и питания, то и грудной ребенок будет вести себя спокойно, у него, как правило, не наблюдается таких нарушений как перекорм и недоедание, необходимость ночного кормления из-за беспокойства по ночам. Развитие детей на первом году жизни происходит без нарушений эмоционально-психического развития.
Невротические явления значительно чаще встречаются у детей, чьи матери пренебрегают режимом дня, полноценно не отдыхают. Дети, матери которых курят во время буеременности или в период кормления, страдают частыми простудными заболеваниями, что, в свою очередь, приводит к задержке физического и нервно-психического развития.
Ну, а прием алкоголя беременными женщинами — это преступление. Алкоголь приводит к многочисленным, как правило, необратимым, нарушениям в развитии плода, тяжелым изменениям физического и психического развития ребенка.
Каковы же главные факторы воспитания, материнского влияния в жизни человека? Оказалось, что с первых дней удовлетворение потребностей в литании, комфорте создает у ребенка чувство покоя, уверенности. Это состояние рано связывается с эмоционально-охранительным образом матери. Уверенность эта растет по мере расширения и обогащения эмоциональных контактов с матерью: ответной улыбкой на обращение, развитием голосовых реакций, появлением смеха.
Благодаря эмоциональной поддержке матери ускоряется активное овладение пространством. Это серьезно влияет на формирование уверенности в себе, особенно, если мать поощряет достижения. Успех, даже минимальный, но повторенный многократно, и, что особо важно, при активном, энергичном одобрении, кроме радости непосредственного достижения, вызывает чувство покоя, уравновешенности; у ребенка исчезает состояние тревожности, внутреннего конфликта, агрессивности. Все это не может положительно не сказываться на развитии детей.
Состояние эмоций и психики малыша зависит от аналогичного состояния матери, взрослых, детей. Известно, что уже с первых дней жизни дети по-разному реагируют на тон обращения. В тот период жизни, когда отдельные слова еще не имеют смысловой значимости, ведущую роль в восприятии речи выполняет интонационная и ритмическая сторона фразы. Эмоционально-психическое состояние ребенка грудного и раннего возраста значительно изменяется в зависимости от эмоциональной окраски обращенной к нему речи: возбужденной, спокойной, ласковой и т. д. Некоторые дети надолго отказываются от приема пищи, если до кормления слышат раздраженную, громкую или очень торопливую, неспокойную речь. Другие реагируют иначе: едят очень много, торопливо и жадно, не могут успокоиться и ночью.
Небезразлична для самочувствия младенца и так называемая избыточность эмоций. Это в равной мере относится как к положительным, так и к отрицательным эмоциям. Чем в большей степени ребенок возбужден, тем больше требуется времени, чтобы его успокоить, и тем больше терпения должна проявить мать. А если она, успокаивая, сама продолжает оставаться неспокойной, возбужденной? Как будет вести себя ее ребенок? Конечно, он тоже не может успокоиться. Если же эти явления повторяются часто, то и дети плачут часто, раздражаются без всякой видимой причины. Невротически реагирующая мать формирует и у ребенка такой же неспокойный характер.
Конечно, трудно в любых условиях сохранять безоблачный покой и хорошее настроение. Мужество женщины-матери как раз в том, чтобы находить в себе душевные силы для преодоления неприятностей. Ясно, что материнская любовь неизмеримо сильнее, чем просто любовь и доброта. Зоркое сердце матери не пропустит зарождения ответного чувства добра и благодарности у сына или дочери. Иначе -любовь матери окажется «слепой», а выросшие дети — черствыми и бездушными.
Истинная доброта и любовь матери вызывают ответные чувства у самого маленького ребенка и опираются на них. Педагогам и психологам известно, что моральная полноценность, гражданская зрелость человека не могут быть сформированы без чувства любви к матери.
Учитывая особую роль материнского эмоционального воздействия в воспитании и нравственном становлении полноценной детской психики, В. А. Сухомлинский утверждал, что правильное воспитание в семье невозможно без культа матери. И никакой «демократизм» семейных взаимоотношений не может заменить или компенсировать ее роль в формировании личности.
Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991.


Чтобы "разделить" детство на периоды для более качественного знания развития своего ребенка, воспользуемся рядом критерий, которые приведены ниже.
Педагогическая культура воспитателя. Воспитательная роль матери и отца обычно неодинакова: кто-то уделяет детям больше внимания, кто-то — меньше. Если родители стремятся привить детям какие-либо
Полноценное психическое развитие ребенка происходит на основе развитой эмоциональности. Последняя формируется в раннем детском возрасте в условиях семьи. И в основном формирование эмоционального
«Отец, отчий дом, отчизна. Неразрывная цепочка понятий, каждое звено которой так много для нас значит..., память хранит светлые образы, среди которых едва ли не самый дорогой — образ человека,
Проблем в семейном воспитании немало, и многие из них связаны с наблюдающимся переходом от так называемой семьи «объединенной» к « нуклеарной ». « Нуклеарная » семья — это родители и их дети, а
Важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать. Никто не может так понять их. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении