Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр с реальными отзывами, прямо у нас на сайте.
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Дошкольный возраст. Обучение ребенка.


Уже в среднем дошкольном возрасте (5 лет) многие дети способны пересчитать несколько предметов и ответить, сколько станет, если добавить еще один. Но уберите предметы и такой ребенок беспомощен. В 6 лет он уже способен умозрительно проделать подобную операцию и может обойтись без самих предметов. В младшем дошкольном возрасте даже за такими обобщающими понятиями, как «мебель», «посуда», «одежда», у детей стоят образы конкретных предметов, по отношению к которым взрослые использовали эти слова.
В 6 лет ребенок объединяет предметы в одну группу уже на основе отвлеченного, общего для них признака, т. е. у него появляется способность к классификации. Развивая ребенка, очень важно научить его усматривать общее в многообразном. Каждое новое слово-понятие должно наполниться для него конкретным смыслом, войти в живую ткань образных представлений. В этом случае словесные понятия станут для ребенка опорой в более глубоком понимании окружающей действительности. В противном случае он научится жонглировать словами, но видение мира у него останется по-прежнему примитивным. Подобное явление, называемое «вербализмом», особенно пагубно отражается на усвоении теоретических знаний в школе.
В связи с происходящим переходом на обучение с 6 лет определение У детей готовности к школьному обучению представляется особенно важным. Выше были описаны средние показатели развития 6-летних детей. Однако в реальной жизни мы сталкиваемся и с опережением развития детей, и с отставанием по сравнению со средневозрастными возможностями. Например, существуют дети, которые, будучи умственно полноценными, тем не менее долго сохраняют признаки незре
лости эмоционально-волевой сферы.
Это дети с так называемым психическим инфантилизмом. У них дольше обычного сохраняют ся игровые интересы, чрезмерная непосредственность и трудности произвольной концентрации внимания. Таких детей не стоит спешить
отдавать в школу
С 6 лет — это чревато нервными перегрузками
невротическими срывами и порой — потерей интереса к учебе
вообще. В еще большей мере это относится и к детям с так назы
ваемой задержкой психического развития; такие дети усваивают
большинство вышеописанных навыков на 1—2 года позже сверстни
ков и обычно нуждаются в специа лизированной помощи психоневро
лога и дефектолога. На уроках ни не могут сосредоточить свое
внимание на объяснении учителя, им неинтересно, скучно. Они не
могут сосредоточенно размышлять над поставленной перед ними зада
чей. В таких случаях не следует оказывать нажим на ребенка и си
лой заставлять зубрить заданное. Такие дети нуждаются в помощи
и поддержке, а не в понукании Особенно важно организовать длз
них режим труда и отдыха.
Наибольшие трудности ожидаю в школе умственно отсталого ребен ка. Причинами таких состояни; чаще всего бывают ранние (в период беременности и родов) органиче ские повреждения головного мозп или различные генетические ано малии, наследственные или возник шие в момент зачатия и оплодотво рения. Умственно отсталые дети значительно позже сверстников овладевают навыками самообслу живания, плохо овладевают навы ками конструирования и рисова ния. Их игры крайне бедны пс содержанию и соответствуют играм детей более младшего возраста Речь развивается медленно и весьма скудна по содержанию и словарному запасу.
Такие дети психологически не готовы в 6—7 лет идти в обычную школу. Они значительно медленнее усваивают школьный материал, в весьма ограниченном объеме, и поэтому могут учиться только в специализированных школах. Направить такого ребенка в общеобразовательную школу — это значит причинить ему сильную психическую травму. Возникает переживание собственной неполноценности, развиваются невротические расстройства, что нередко сопровождается отказом посещать школу. Такой ребенок должен наблюдаться у детского психиатра, где он получит необходимую помощь и лечение.
Основные задачи, стоящие перед родителями при воспитании детей дошкольного возраста:
1. Развивать и поощрять у ребенка способности самостоятельно, без принуждения следовать определенным социальным нормам поведения.
2. Способствовать интеллектуальному и речевому развитию. В дошкольном возрасте темпы психического развития детей особенно зависимы от социальных влияний и прежде всего — от культурного уровня семьи. Пустое, бессодержательное времяпрепровождение, формальное общение, лишенное тепла и юмора, однообразная окру-
жающая обстановка, отсутствие новых впечатлений тормозят развитие ребенка и приводят к формированию так называемой социально-бытовой и педагогической запущенности. Особенно этому подвержены дети, не посещающие детский сад. В таких случаях родители должны сами проводить всю работу, предусмотренную программой подготовительной группы детского сада.
3. Для того чтобы облегчить ребенку период адаптации к школе, лучше заранее психологически подготовить его к предстоящим переменам. Не все дети одинаково легко переносят подобную ломку жизненного стереотипа. Наибольшие осложнения следует ожидать у тех, кто и при поступлении в детский сад очень долго не мог привыкнуть к новой обстановке. Определенные трудности ожидают и единственного ребенка в семье, не посещавшего детские учреждения.
4. Следует всячески поддерживать контакты и дружеские связи ребенка со сверстниками. В современную эпоху отдельных квартир дети, не посещающие детские учреждения, зачастую оказываются оторванными от сверстников. Обстановка гиперопеки и изоляции от «улицы», как правило, ин-фантилизирует детей. Постарайтесь не допускать этого.

Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991.


Было полезно? 0



Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр онлайн, прямо у нас на сайте.
Специалисты со всей России с отзывами реальных людей. Отзывы публикуются только от людей, побывавших на приеме!
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Добавить комментарий
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив