Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр с реальными отзывами, прямо у нас на сайте.
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Дошкольный возраст. Большой вклад в формирование самосознания.


Большойй вклад в формирование самосознания и образа вносит игровая деятельность. В младшем и старшем дошкольном возрасте ведущей формой деятельности для ребенка является сюжетно-ролевая игра. Главная отличительная особенность этого вида игр в том, что ребенок принимает на себя роль другого. В ролевой игре ребенок воспроизводит элементы окружающей действительности. При этом воспроизводятся сцены из семейного быта, трудовой деятельности и др. Подражая тем или иным формам поведения взрослых, дети не только осваивают социальные нормы поведения, но и вырабатывают навыки произвольной регуляции своего поведения, способность подчиняться определенной системе правил, соответствующих принятой на себя роли.


На протяжении дошкольного детства сюжеты игр у ело меняются, становятся разнообразнее. Играя, дети
строго следят за соблюдением необходимой последовательности действий, свойственной в реальной жизни выбранной ролевой ситуации. Лсихолог Д. Б. Эльконин, например, изучая детские игры, пришел к выводу, что младшие дошкольники при экспериментальной организации игры еще малочувствительны к изменению последовательности действий в игре. Старшие дошкольники не соглашаются на предложения внести в игру подобные изменения. В играх очень ярко проявляется осознание ребенком своей принадлежности к определенному полу. Если младший дошкольник, хотя и сознает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, но еще может в игре принять женскую роль, то старший дошкольник категорически от этого отказывается. Более того, в 5—б лет мальчики и девочки настолько различаются друг от друга по интересам и стилю поведения, что резко обосабливаются в компании по признаку пола.


Для мышления и интеллектуальных возможностей детей этого возраста характерна прогрессивно развивающаяся способность мыслить образами, оперировать в уме представлениями о предметах в отсутствие самих предметов. Эта особенность становится заметной уже при выполнении простых заданий на конструирование. Если, например, при сборке пирамидки ребенок в 2—3 года сначала надевал первое попавшееся на глазах колечко, и, только убедившись в несоответствии его по размеру, менял на другое, то в 5—6 лет он мысленно сравнивает размеры колец, планирует последовательность их надевания на стержень, а уж потом безошибочно собирает пирамидку. Способность мысленно планировать свои действия и как бы внутренне проигрывать их существенно расширяет интеллектуальные возможности ребенка. Только на этой основе у него могут сформироваться представления о размере, форме и количестве, а позднее — соответствующие словесные понятия.


При анализе формы, цвета и размеров окружающих предметов дети учатся использовать так называемые сенсорные эталоны, т. е. наиболее распространенные типовые варианты форм, цветов и размеров. Благодаря этому, например, можно изображение дома схематически разделить на две эталонные формы: квадрат (стены) и треугольники (крыша). Одновременно ребенок учится использовать усвоенные эталоны форм при рисовании. На начальных этапах ребенок должен овладеть изображением основных элементов, из которых складывается графическая схема большинства изображений. Зрительные впечатления он переводит на этот графический язык и в таком схематизированном виде изображает на бумаге. Неверны представления, будто дети рисуют так, как видят.


Они рисуют так, как знают. На протяжении дошкольного детства рисунки становятся все более гармоничными, насыщенными деталями. Степень детализации рисунков, наличие сюжета, красочность и соблюдение пропорций в определенной степени свидетельствуют об интеллектуальных возможностях ребенка. Девочки по этим признакам обычно несколько опережают мальчиков. Одновременно с развитием содержательной стороны рисунков развиваются навыки произвольной регуляции графических движений руки. Ребенок учится зрительно контролировать движения руки во время рисования и овладевает этой способностью лишь в самом конце дошкольного возраста. Пока этого не произошло, контроль за качеством рисунка осуществляется лишь по завершении его, когда рисунок уже готов.


Прогресс в данной области крайне важен для достижения готовности к обучению в школе. Графический
язык рисунка
, по сути, является предтечей письменной речи. Как известно, и в истории человечества письмо первоначально было рисуночным (пиктографическим), и лишь значительно позже графические знаки стали обозначать не целое слово, а звук (за исключением стран Востока с иероглифической письменностью). Не овладев такой сравнительно простой системой символики, ребенок не сможет перейти к более сложной ее разновидности.


Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991.


Было полезно? 0



Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр онлайн, прямо у нас на сайте.
Специалисты со всей России с отзывами реальных людей. Отзывы публикуются только от людей, побывавших на приеме!
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Добавить комментарий
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив