Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр с реальными отзывами, прямо у нас на сайте.
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Дошкольный возраст.


Если в раннем возрасте ребенок только делает первые попытки дей ствовать самостоятельно и зависит от родителей, то после 3 лет он пытается быть независимым даже тогда, когда еще не вполне готов к этому. Дети дошкольного возраста ос ваивают весьма сложный механизм социальных взаимоотношений между людьми. Происходит открытие многообразных бщественных и трудовых функций взрослых и не менее многообразных отношений между нимиРебенок начинает постигать, что участие в профессиональной деятельности требует от человека исполнения ряда обязанностей и дает ему определенные права. Появляется способность следовать в поведении заданной системе правил.



Большие перемены вносит в жизнь ребенка образование «детского общества» и становление взаимоотношений со сверстниками. Создается впечатление временного «обесценения» взрослых в глазах детей. Возникновение желаний, не всегда совпадающих с желаниями взрослых, и сознания «Я сам!» сопровождается нарастающими проявлениями упрямства и негативизма. Интересно, что эти черты в поведении носят избирательный характер. В основном они направлены на сравнительно узкий круг взрослых (например, только к матери или бабушке, в детском саду — к определенному воспитателю) и совсем не проявляются в общении со сверстниками. По мнению психологов, одна из причин возникновения упрямства — это ощущение у ребенка ущемления его самостоятельности и инициативы. Выраженность и стойкость подобных форм поведения во многом зависят от установившихся отношений ребенка и взрослого.



«Кризис» возникает чаще тогда, когда взрослый не замечает возросших возможностей и роста самостоятельности у ребенка и привычно продолжает опекать и контролировать каждый его шаг. Если же не противиться желанию проявить самостоятельность и в разумных пределах содействовать этому, то трудности в воспитании легко преодолеваются.
В возрасте от 3 до 5 лет зарождается самопознание, развивается понятие «Я». Как отмечает известный советский философ И. С. Кон, самопознание ребенка начинается с простейших актов самоузнавания.
Уже в первые месяцы жизни проявляется чисто эмоциональное отличие себя от другого, преимущественно еще на телесном уровне: ребенок различает свои части тела и ощущения, получаемые от них, от окружающих предметов.



Дифференциация «Я — другой» закрепляется, и ребенок в отдельных случаях начинает узнавать себя -это происходит во втором полугодии жизни; от 1 года до 2 лет собственные черты начинают узнаваться систематически, в разных ситуациях. Психолог В. С. Мухина приводит интересные наблюдения за своими мальчиками-близнецами. В 1 год 9 мес один из них, Андрю-ша, глядя в зеркало, радостно сообщил : «Воть ин я!». Затем указывает на себя пальцем: «Воть ин я!». Узнавание себя на фотографии и в кинофильме затрудняет детей больше, чем узнавание в зеркале. В 2 года они хорошо узнают других людей и обстановку, в которой производилась съемка, но себя начинают узнавать только с середины 3-го года жизни. При этом в течение некоторого времени ребенок говорит о своем изображении в кино так, как будто это второй он («тот Саша»). 2-летний ребенок уже знает свой пол, но еще не может обосновать это.


Самоузнавание и элементарное знание своих качеств еще не озна; чает наличия способности размышлять об этом, т, е. осознавать себя как постоянный источник разнообразных желаний и действий, отделенный от других людей. Даже много времени спустя, после того, как ребенок овладел местоимением «Я» (обычно это происходит около 3 лет), он не умеет отличать свои личные качества от предметных, «я» и «мое». Сравнивая себя и других детей, он прежде всего указывает на наличие или отсутствие каких-то вещей, игрушек. Дети 3—4 лет оценивают своих товарищей весьма ситуативно и эмоционально: «Вова хороший, он дал мне вафлю». Позже появляются более обобщенные оценки: хороший, потому что со всеми играет; плохой, потому что дерется. Оценивая себя самого, дошкольник исходит из того, как относятся к нему взрослые, и большей частью воспроизводит оценки, которые дают ему родители. На вопрос, хороший ли он мальчик, 4-летний ребенок уверенно отвечает: «Да, я ведь послушный».

Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991.


Было полезно? 0



Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр онлайн, прямо у нас на сайте.
Специалисты со всей России с отзывами реальных людей. Отзывы публикуются только от людей, побывавших на приеме!
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Добавить комментарий
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив