Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр с реальными отзывами, прямо у нас на сайте.
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Психомоторное развитие ребенка. Грудной возраст (2).


Малыш начинает смотреть на источник звука и поворачивает к нему тело. Наряду с тем, что реакция ребенка на звуки становится все более отчетливой и дифференцированной, он все чаще сам начинает их издавать. Это очень волнующий период, когда контакт между взрослым и ребенком становится двусторонним.
В эмоционально приятной для него обстановке малыш, начиная с 3 мес, издает звуки, напоминающие «А», «Э», «Ю», «М», «П» и другие, что называют гуканием и гулением. В 4—5 мес он уже пытается голосом привлечь внимание взрослого. В этот же период речь взрослого, обращенная к ребенку, по эффективности равносильна ласке, улыбке, поглаживанию и вызывает сильный комплекс оживления, сменяющийся бурной радостью.


Гуление, обращенное к взрослому, по сути дела, является разновидностью предречевого общения. Так ребенок сигнализирует взрослому о своих чувствах. Для него важны интонация и эмоционально-содержательная окрашенность речи. Вплоть до 5 лет ребенок значительно полнее понимает сказанное ему взрослым, ориентируясь на интонацию.
К 8 мес дети уже начинают понимать первые слова. Обычно это — «мама», «папа», имя самого ребенка и несколько других слов. В этот период, если, например, отец спрашивает: «Где мама?», удается четко зафиксировать поворот глаз и головы малыша в сторону матери. Вскоре он начинает понимать простые инструкции типа: «помаши ручкой!», «поцелуй маму!», «поди сюда» и др. В 7—8 мес ребенок начинает произносить серии повторяющихся слогов: «ма-ма-ма», «та-та-та», «дай-дай-дай», «ба-ба-ба». А к году на основе этого лепета и возникают первые слова.


Однако словами указанные звукокомплексы можно считать только тогда, когда они с отчетливым постоянством обозначают один и тот же предмет или человека. Интересно, что перед появлением первых слов интенсивность лепета резко снижается или совсем исчезает. Эту перемену, таким образом, можно расценивать как своеобразный сигнал, что ребенок находится на пороге своих первых слов. В общении с матерью годовалый малыш пользуется своеобразными звуковыми комплексами, понятными только им двоим: «бах» — падение, «фа» — шапка, «кахн» — бутылочка и т. п.


В период грудного возраста ребенка перед родителями стоят следующие задачи:
1. Создать у ребенка ощущение, что его любят и о нем заботятся. До 9-месячного возраста никакие проявления ласки, заботы, внимания не могут быть чрезмерными. Избаловать малыша в этом возрасте невозможно (чего не скажешь о возрасте после года). Необходимо как можно больше общаться с ребенком при каждом удобном случае. Речь взрослого повышает у него настроение, вызывает улыбку даже тогда, когда он еще не понимает сказанного. Кроме того, это способствует развитию у него речевого слуха. Лучше при этом связывать свою речь с конкретными действиями, желательно пользоваться простыми, короткими фразами, эмоционально произносимыми.



2. Способствовать овладению необходимыми психомоторными навыками. Выбирая для малыша игрушки и оборудуя детский уголок, следует помнить об интересах и возможностях детей в данном возрасте. Для ребенка в первом полугодии жизни достаточно небольшого количества предметов, которые он может брать в руки, тянуть или толкать. Во втором полугодии ему нужно большое количество мелких (но не меньше 5 см) предметов, которые бы он мог ронять, стучать ими (но не смог бы проглотить). Удобны такие игрушки, как мячи, наборы вкладывающихся чашечек и пластмассовые кольца разного размера, надевающиеся на стержень, звучащие игрушки.



3. Обеспечить ребенку условия для развития двигательных навыков. Как уже отмечалось, в течение 1-го года жизни бурно развивается двигательная система малыша, совершенствуется координация движений. Каждый месяц он усваивает новые способы передвижения, разнообразные виды предметных действии. Этот процесс происходит успешно, когда ребенок имеет достаточный «полигон», чтобы опробовать вновь усвоенный навык. Необходимо создать ему условия, разумеется, приняв меры предосторожности. Не стоит злоупотреблять манежем или колыбелью. В конце 1-го года жизни дети очень любят забираться по ступенькам лестницы. Предоставьте им такую возможность.



4. К концу 1-го года жизни нужно стараться приучать ребенка подчиняться требованиям родителей. Необходимо выработать определенный стиль взаимоотношений между родителями и малышом и не отступать от выбранной тактики. В этот период уже появляется возможность избаловать его. Чрезмерная уступчивость родителей не принесет ребенку пользы. Хорошая мать редко повторяет просьбу или приказание больше одного раза. Очень важно уже сейчас согласовать принципы воспитания между всеми членами семьи. Каждый из них (мама, папа, бабушка, дедушка) по-своему может понимать благо ребенка и действовать соответственно, но не всегда их точки зрения совпадают. Противоречивое воспитание крайне пагубно сказывается на душевном благополучии и будущих нравственных представлениях ребенка.

Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991.


Было полезно? 0



Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр онлайн, прямо у нас на сайте.
Специалисты со всей России с отзывами реальных людей. Отзывы публикуются только от людей, побывавших на приеме!
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Добавить комментарий
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив