Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр с реальными отзывами, прямо у нас на сайте.
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Гигиенические требования к расписанию уроков (3).


В качестве основного положения должно быть принято, что наиболее трудные и наиболее утомляющие предметы должны быть отведены на дообеденное время.

Послеобеденное время должно быть посвящено тем предметам, по которым возможно наглядное обучение, а также физическим упражнениям. Нам кажется по крайней мере сомнительным, можно ли достигнуть желанной цели исключительно переносом научных предметов на дообеденное время. Если для старших классов также правильно высказанное докладчиком основное положение, что подряд должно быть максимально проведено четыре урока — и мы со своей стороны с этим полностью согласны,— то не удается провести в жизнь, по крайней мере для высшей школы, мысль о неделимости занятий, за которую и с врачебной стороны высказываются в доброжелательном смысле. Тогда были бы часто вынуждены повысить число следующих друг за другом уроков до пяти, иногда даже до шести. И кто из опыта знает «благодать» такого нераздельного занятия и его последствия на самочувствие детей, тот руками и ногами будет выступать против такого режима. На основании единичных экспериментальных наблюдений утверждают, что при прерывистых занятиях послеобеденный перерыв недостаточен, чтобы устранить возникшую от дообеденных занятий усталость.

Независимо от того, что не подходит обобщать такого рода единичные наблюдения и использовать их для столь важных заключений, я бы все же спросил, будет ли лучше, если усталому уже от четырех часов занятий ученику добавить до обеда еще пятый, возможно, даже шестой час, чем дать ему возможность во время обеда, по крайней мере, частично, отдохнуть. На основании этих рассуждений я лично не могу признать никакого преимущества непрерывных занятий по крайней мере для высших школьных ступеней. Для начинающих, для которых достаточно ежедневно 2 — 3 уроков, это может быть как раз к месту.

В отношении продолжительности перемен (третий тезис) выводы господина докладчика очень ясны. С гигиенической точки зрения необходимо непременно требовать, чтобы всюду были обязательны 1/4-часовые перемены. В нашей молодости мы даже иных не знали и мы при этом хорошо себя чувствовали. При 3/4-часовой работе и 1/4-часовом отдыхе можно скорее рассчитывать на внимательность и интенсивную работу со стороны учеников, чем когда удлиняют занятие и урывают от перемены 5, 7 или даже 10 минут.

Так же, как продолжительность перемены, важно, чтобы ученики во время ее обязательно оставляли классную комнату и, если только возможно, подались на свежий воздух. При неблагоприятной погоде прекрасную службу могут выполнить частично крытые школьные дворы (школа Монбижу в Берне). При построении новых школьных зданий необходимо это иметь в виду. Классные комнаты во время перемен должны хорошо проветриваться, а именно путем открытия окон и дверей. Экономии топлива здесь не место, она производится за счет здоровья детей. Такое естественное обновление воздуха не может быть заменено никакой искусственной вентиляцией, как бы совершенна она ни была. Очень сомнительным является пропагандируемое техниками по вентиляции основное правило, что при искусственной вентиляции нельзя открывать окна и двери, чтобы не повредить вентиляцию.

Хорошая естественная вентиляция является единственным надежным средством избавиться от пресловутого «школьного воздуха». Может быть, мы еще Доживем до того, что применяемые в Дрездене сквозняки во время уроков, которые завоевали уже симпатию подавляющего большинства дрезденских учителей, найдут свое практическое применение и в других округах. Во всяком случае при относительно мягких климатических условиях необходимо очень поддерживать сквозняки; только служащие для этого приспособления надо устроить, конечно, так, чтобы ни педагог, ни ученики не страдали от сквозняка.

Как к переменам, так и к каникулам (четвертый тезис) относятся в общем чересчур скупо. От 9 до 10 недель на весь год рассматриваются почти всюду как достаточный срок. Докладчик требует по меньшей мере 10 недель. только согласен с ним, но я бы пошел дальше. По имеющимся научным исследованиям не подлежит никакому сомнению, что возможность время от времени полностью отдохнуть повышает работоспособность человека. Это, естественно, в большей степени относится к молодому организму. Поскольку собственно целью школы признается не сообщение всех знаний, а умственное развитие ребенка, привитие способности к самостоятельной работе, и поскольку школа живет по этому принципу, то возможна разгрузка расписания. Я иду дальше и утверждаю: не может быть разгрузки, если названный только что принцип не будет положен в основу работы школы больше, чем это имело место до сих пор. Если этого нет, то оказываются на наклонной плоскости.

Тогда от ребенка требуют все больше и больше положительных знаний, школа стремится справиться с этими требованиями и нагружает детей все больше и больше, пока, наконец, чересчур туго натянутая струна рвется. Это надо предупредить и энергично сопротивляться требованию включать все новые и новые предметы в школьное расписание. Как пример я хочу указать на гигиену. Со многих сторон уже давно все время повторяется требование включить в расписание уроков школы той или другой категории элементарные занятия по гигиене. Я считаю это чрезмерное требование совершенно неоправданным, и я всегда и где только мог боролся против него. Никто, конечно, не заподозрит, что я против того, чтобы дети вынесли из школы в жизнь известное понятие о гигиене


Было полезно? 0



Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр онлайн, прямо у нас на сайте.
Специалисты со всей России с отзывами реальных людей. Отзывы публикуются только от людей, побывавших на приеме!
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Добавить комментарий
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив