Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр с реальными отзывами, прямо у нас на сайте.
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Начало воспитания. Субъективзм в педагогике.


Третий принцип — планомерность. Смысл его в построении воспитательного процесса, в его распределении во времени, в составлении по возможности четкого плана. Планомерность включает и постоянство, т. е. ежедневно нужно уделять время воспитанию, зная, что случайная работа с ребенком заканчивается безрезультатно. Когда воспитание заменяется внушением, инструкцией, угрозой, назиданием, это не имеет ничего общего с педагогикой. Нужно иметь в виду, что хаотическая воспитательная работа неизбежно и закономерно приведет к хаосу в поведении ребенка.

Планомерность подразумевает создание конкретного плана работы, анализ результатов работы с ребенком, внесение изменений в соответствии с полученными результатами. Однако наличие такого вида — плановой семейной педагогики, по-видимому, невозможно найти ни в одной семье, так же как и семейной бухгалтерии.
Четвертый принцип — системность. Человек един во всех своих проявлениях, он не может быть вчера плохим со всеми, а завтра стать хорошим. Или с одними хорош, а с другими — враг, т. е. лицемерие и ханжество могут какое-то время уживаться с нормальными человеческими взаимоотношениями, но все равно проявятся.
И еще, отдельные виды воспитания (трудовое, эстетическое, нравственное, физическое) также не могут быть изолированными в формировании личности. Если, например, все силы уделяются только эстетическому и физическому воспитанию без нравственного и трудового, результат будет резко негативным, причина — грубая однобокость.

Пятый принцип — конкретность. У детей предметно-логическое мышление. Выводы о состоянии окружающего мира они делают (и это правильно) на основании конкретных примеров. То же и в семье. Невозможно привить сколько-нибудь положительные черты характера, если ребенок непрерывно видит и чувствует противоположное тому, что ему внушается. Воспитывают только конкретный пример, конкретная деятельность, поведение и поступки родителей и окружающих людей.

Хотелось бы, чтобы все окружающие ребенка родственники понимали воспитательный процесс в единстве, не допуская разнобоя в требованиях, в отношении к ребенку. Необходимо еще учитывать возрастные особенности ребенка, степень понимания, характер поведения, темперамент, внимание, интересы.
Прежде всего, это «мудрая власть педагога», как говорил В. А. Сухо-млинский. Успех воспитания во многом зависит от того, как общается педагог с детьми, как он с ними говорит и как их понимает. Каждый воспитатель должен владеть мастерством общения.

Что же такое педагогическое общение? Это все формы педагогического взаимодействия, обеспечивающие прежде всего благоприятный психологический климат, а также умение применять методы психологической регуляции и различные формы оптимизации учебной деятельности. Успешность нравственного воспитания зависит непосредственно от возможности управлять этим процессом. В этом плане определяющую роль играет характер психологических взаимоотношений. Важно постоянно поддерживать у детей заинтересованность, приводить яркие запоминающиеся примеры, уметь побуждать к хорошим действиям, вызывать желание поступать правильно.

Часто между воспитателем и учеником возникает эмоциональное напряжение, затрудняющее восприятие. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы снять это напряжение. Иногда оно возникает из-за воспоминаний о прошлых неудачах, из-за отрицательного отношения к преподавателю, к предмету, ставшему неприятным. Эмоциональное напряжение нарушает восприятие воспитателя, затрудняет всю педагогическую работу. Оно может стать препятствием для стимуляции нравственных поступков. Поэтому первоочередная задача каждого воспитателя — такая организация взаимоотношений с детьми, чтобы эмоциональное напряжение, всегда возникающее в начале общения, легко и быстро снималось.

Только так можно создать условия для оптимального педагогического и нравственного общения. Эмоциональный контакт с воспитателем способствует развитию мотивации у учащихся, желанию поступать высоконравственно в соответствии с влиянием воспитателя, а также развитию творческого мышления у детей. Субъективизм в педагогике. Процесс становления нравственности, особенно в коллективе, всегда нарушается, если возникает так называемый субъективизм в педагогике. Проявляется он прежде всего в избирательном подходе. В таких случаях родители, педагоги и воспитатели чаще обращаются к тем детям, которые вызывают у них то или иное эмоционально-смысловое отношение — симпатию, озабоченность, неприязнь, даже негативизм.

По этой причине многие остаются обойденными учительским или родительским вниманием. Описываемое явление не так уж редко. Любой воспитатель, помимо своей воли, склонен лучше относиться к более «интеллектуальным *, дисциплинированным, исполнительным ученикам. Самые нелюбимые — это обычно активные, самоуверенные и независимые дети. Мы встречали описание интересного эксперимента, который показывает, как иногда определяется степень интеллекта. Преподавателю предлагалось оценить интеллек-туальный уровень по личному делу ученика. Для этого ему давали документы одного и того же ученика, а фотографии к ним были приложены разные — заведомо «привлекательные» «непривлекательные». Оказалось, что «привлекательным» детям при прочих равных условиях, как правило, приписывали более высокий интеллект.

Учитель непроизвольно чаще обращается к тем детям в классе, которые сидят на первых партах, воспитатель детского сада — к тем, кто находится ближе. Эти ученики и воспитанники оцениваются более высоко, чаще поощряются, чаще получают задания. Таким образом, случайно или неслучайно стимулируется активность детей, по разным причинам оказавшихся ближе к воспитателю или преподавателю.

Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991.

Было полезно? 0



Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр онлайн, прямо у нас на сайте.
Специалисты со всей России с отзывами реальных людей. Отзывы публикуются только от людей, побывавших на приеме!
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Добавить комментарий
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив