Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр с реальными отзывами, прямо у нас на сайте.
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Начало воспитания.


Термин «воспитание» применяется в двух смыслах: узком и широком. В обыденном, узком смысле воспитание понимается как процесс целенаправленного воздействия на человека с целью привития ему определенной системы взглядов, представлений, норм. Такую систему применяют большинство родителей по отношению к своим детям. В более широком представлении под воспитанием понимается воздействие на человека всей системы общественных отношений, в том числе семейных, с целью формирования личности.

В отечественной педагогике и психологии выделяют трудовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Конечно, разделение это сугубо условно, носит функциональный характер, применяется для облегчения разработки программ воспитания. В силу определенного взаимовлияния одного вида воспитания на другой трудно выделить в «чистом» виде какую-то из его форм. И все же приоритет всегда остается за трудовым и нравственным воспитанием.

Психологическая схема воспитательного процесса относительно проста. Взрослый говорит ребенку, что и как нужно делать. Ребенок повторяет в силу подражательной реакции. Постепенно определенная форма поведения становится привычкой, внутренней необходимостью, а формируется она в процессе деятельности. Это центральный момент в педагогике. С ним непосредственно связано и трудовое воспитание. Через этот этап проходит развитие каждого ребенка. Если его упустить, возникает нестабильность поведения.

В процессе роста и развития в наибольшей степени формирует и воспитывает детскую личность активное участие во всех сферах человеческой деятельности, пренсде всего в семье. Конечно, воспитание определенным навыкам должно определяться возрастными возможностями, подкреплено поощрением, ребенок должен чувствовать, что его труд необходим и полезен. Таким образом, воспитание — это двухсторонний процесс, который включает в себя вхождение ребенка в социальную среду, овладение социальным опытом и воспроизводство усвоенных социальных связей и характера взаимоотношений в процессе активной деятельности.

Рассмотрим те механизмы семейной педагогики, с помощью которых наиболее эффективно происходит включение ребенка в жизнь. По мнению И. С. Кона, таких механизмов в семейной педагогике три.
Прежде всего и шире всего применяется подкрепление. Поощряя ребенка за правильные действия и тактично наказывая и порицая его за неправильные, Вы постепенно внедряете в сознание ребенка систему норм, правил, понятий. Конечно, они должны быть осознаны и восприняты ребенком, стать потребностью его.
Второй механизм — идентификация (отождествление) себя со своим родителем, которого ребенок уважает, обожает, стремится походить на него. Важно, что этот механизм основан на любви к родителям и во имя этой любви ребенок стремится быть хорошим во всем.

Третий механизм — понимание. Смысл его сводится к тому, что, хорошо зная и чувствуя внутренний мир ребенка, круг его побуждений и мотивов, немедленно откликаясь на его потребности и проблемы, можно активно влиять на его поступки.
Наибольшее значение из трех перечисленных механизмов имеет подкрепление. Это наиболее ранняя и в известной степени наиболее простая форма взаимодействия ребенка и взрослого. Однако применение ее требует четкого понимания сущности самого механизма. Часто он применяется неправильно, вызывая результат, прямо противоположный желаемому. Как часто мы запугиваем, спорим, принуждаем, лишаем, ругаем, когда что-то не получается, когда ребенок не выполняет то, что необходимо, и забываем похвалить его, когда все идет хорошо.

При положительном подкреплении успеха, правильного поступка Родители похвалят, приласкают, Дадут что-то вкусное. При отрицательном подкреплении родители совершают то, чего ребенок хотел бы избежать,— неодобрение, хмурый взгляд, молчание. Главное состоит в том, чтобы ребенок понял, что если что-то не получилось, не удалось, ничего страшного в этом нет, в следующий раз получится и будет лучше, чем раньше.

И еще одна важная деталь: подкреплять успех следует сразу же, как только ребенок справился с заданием или совершил хороший поступок. Принципы воспитания. Первый и важнейший принцип воспитания — это принцип целенаправленности. Помимо двух важнейших компонентов воспитания — воспитателя и воспитанника, обязательно выделяется еще третий компонент: система конкретных целей педагогического процесса. Приходится признать, что родители зачастую весьма расплывчато представляют цели и задачи воспитания. Естественно, по этой причине не может быть сколько-нибудь правильно организована воспитательная работа в семье.

Второй принцип — научность. Конечно, большей частью воспитание строится на основании собственных мыслей и индивидуального опыта. Многие, к сожалению, истово защищают престиж своего «бесценного» опыта и с негодованием отвергают любые вмешательства. Но стоит ли каждый раз (для каждого ребенка, в каждой семье) изобретать велосипед, надеясь на результат метода проб и ошибок. Страдать-то от педагогического невежества придется сначала детям, а потом — по принципу обратной связи — и нам самим.

Недостаток культуры многих родителей заключается в том, что каждый считает себя сведущим в педагогике и не допускает ничьего вмешательства. А между тем каждому из нас нужно учиться, учиться всю жизнь и помнить о том, что учиться никогда не поздно и не зазорно признаться, что мы чего-то не знаем.

Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991.

Было полезно? 0



Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр онлайн, прямо у нас на сайте.
Специалисты со всей России с отзывами реальных людей. Отзывы публикуются только от людей, побывавших на приеме!
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Добавить комментарий
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив