Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр с реальными отзывами, прямо у нас на сайте.
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Особенности современной семьи


Проблем в семейном воспитании немало, и многие из них связаны с наблюдающимся переходом от так называемой семьи «объединенной» к « нуклеарной ». « Нуклеарная » семья — это родители и их дети, а «объединенная» — это еще бабушки и дедушки. На развитие современной семьи оказывают влияние не только новые нравственные и этические ценности и представления о счастье, смысле жизни, сущности человека и человеческих отношений, но и многообразные последствия индустриализации и урбанизации, научно-техническая революция.

Влияние этого, безусловно, очень сложно, порой противоречиво и неоднозначно.
Традиционное представление о семье как основной ячейке общества, отвечающей важнейшим потребностям природы человека, под-держивается далеко не всеми. Ока-
залось, что так воспринимают семью лишь половина женщин, треть из них думают иначе. Причин этому несколько. Женщина, занятая наравне с мужчиной общественно-производительным трудом, принимает меньшее участие в семейной жизни. Вместе с возросшей самостоятельностью женщины с ее стороны повысилась требовательность к суп-ругу, к характеру взаимоотношений, усилилась тенденция занять главенствующее положение в семье. Брак стал менее устойчивым. Но тем не менее возникло неверное, распространенное представление о возможности освобождения женщины от воспитания собственных детей. В силу непонимания особенностей современной семьи и роли в ней женщины появилось мнение, что в условиях социализма личность формируется «автоматически».

Откуда же взялся такой, прямо скажем, иждивенческий взгляд на свои родительские обязанности? Государство взяло на себя буквально все. Родителей освободили от главнейшей их обязанности — воспитания детей. Они, действительно, давно стали иждивенцами в этих делах и, нужно отметить, требовательными иждивенцами — все заботы о своих детях переложили на государственные учреждения. Сами остаются в стороне. Дети оказываются сиротами при наличии собственных родителей.

К чему теперь сводится родительская забота о детях? Только к тому, чтобы сыты были и одеты. А потом? Все то же. И в итоге растут дети без тепла материнского сердца, требовательной и вместе с тем ласковой родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного роста. Сложилась какая-то убогая точка зрения: «Жизнь научит!» или «Вот пойдет в «ПэТэУ», там ему (или ей) покажут... Чему научат? Что покажут? Это, конечно, полнейшее равнодушие к воспитанию и к судьбе своих детей. Жизнь будет не учить, а переучивать, иногда тяжело и мучительно. Ибо неправильное воспитание хуже, чем отсутствие всякого воспитания.

Мысль об определяющей роли среды в воспитании справедлива, хоть и не нова. Однако из понятия «среда» нельзя исключить ближайшее для детей окружение, т. е. среду семейную. Не позволителен вывод о допустимости пассивности и безразличия родителей в вопросах воспитания. Порочно мнение, что «воспитывать детей не нужно», поскольку «воспитывает вся окружающая жизнь». Увы, такое объяснение, к сожалению, нередко встречается у тех, кто не думает, что жизнь начинает воспитывать поздно и болезненно, мучительным избавлением человека от пороков, привнесенных этим стихийным воспитанием.

Как следствие отсутствия должного воспитания в семье, особенно с 60-х годов, стремительно растет число разводов. В крупных городах число распадающихся семей превышает половину, в районах молодежных строек достигает 90 %. И в большинстве случаев инициатива расторжения брака исходит от женщины. Параллельно множатся случаи нежелания вступать в брак. Произошло постарение «невест», увеличилось число девушек, вступающих во внебрачные связи. Ежегодно регистрируется до полумиллиона детей, рожденных вне брака. «Хочу быть матерью и не хочу быть женой» — нередко можно слышать от создательниц современного семейного очага.

Однако решение о так называемой «свободной» жизни принимается на одном ее этапе, переоценка и тяжесть последствий осознаются на другом. Никого не удивляет теперь «брак в догонку» или «стимулированный брак» — более половины 20— 24-летних невест ожидают ребенка. Могут ли быть устойчивыми подобные браки?
Нестабильность семьи нередко разрушающе действует на психику и нравственность детей, на целевые установки и позиции. Утрата семьи для ребенка часто равноценна крушению мира. Воспитательная роль семьи не определяется, естественно, формальным показателем ее стабильности. Имеют значение прежде всего морально-этическая и гражданская зрелость мужа и жены, их нравственное здоровье, структура и диапазон социальных контактов с обществом. Можно ли сказать, что современная молодая семья состоит из людей, физически и духовно зрелых, подготовленных к преодолению трудностей, способных к предотвращению и разрешению конфликтов, людей самостоятельных, не подверженных посторонним влияниям и способных к сотрудничеству? Исследования социологов свидетельствуют о недостаточной зрелости и неподготовленности супругов к семейной жизни. Между тем развитие общества, потребность его в эрудированных квалифицированных специалистах заставляют снова и снова обращаться к огромной и часто решающей роли семейного воспитания в нравственном и умственном становлении личности.

Каковы же причины нестабильности современных браков? Может быть, на них можно влиять? Демографы считают причинами неустойчивости семьи экономическую независимость женщины, растущую свободу ее в области брачно-семейных отношений. Домашнюю работу в основном выполняют женщины. Помощь мужской половины носит обычно вспомогательный характер. Забота о детях в основном также ложится на плечи матери. Несмотря на равноправие мужчины и женщины во всех сферах жизни, доля фактического участия мужчин в домашних делах недостаточна. С точки зрения специфических взаимодополняющих функций родителей, мужчина решает традиционно «женские» задачи в малой степени. Таково заключение большинства социологов, изучающих семейные проблемы. И, лишь следуя природе психологических особенностей мужчины и женщины, удается достичь гармонии семейных отношений, совершенства их влияния на детей. Особенности эти необходимо стараться понять и правильно учитывать в жизни. В психологии отношений существует представление о «социальной роли индивида». Под этим понимается ожидаемое от каждого поведение в конкретной обстановке. Ожидаемое поведение мужчины и женщины, отца и матери также не случайно — оно обусловлено исторически, психологически. Какова же роль каждого из них в формировании детской нравственности? В чем их сходство и в чем различие?

Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991.

Было полезно? 0



Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр онлайн, прямо у нас на сайте.
Специалисты со всей России с отзывами реальных людей. Отзывы публикуются только от людей, побывавших на приеме!
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Добавить комментарий
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив