Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр с реальными отзывами, прямо у нас на сайте.
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Период становления основных черт нравственности.


В период раннего детства, в возрасте до 3 лет, в условиях семейного воспитания формируются основные черты так называемого «кодекса поведения», что является основой нравственного развития в последующем. Прежде всего вырабатывается послушание. Оно стимулируется одобрением взрослыми каждого факта, когда ребенок слушался, проявлением ими радости. Конечно, послушание должно вырабатываться постоянно.

Слово «надо», повторяясь, вызывает у ребенка осознание необходимости, равноценное первоначальному чувству долга. Послушания добиваются те родители, которые не поддаются минутной слабости, остаются твердыми и последовательными в своих требованиях. Достаточно раз или два уступить детскому «хочу» или « не хочу», «буду» или «не буду», и можно свести на нет установившиеся взаимоотношения. Чтомбы и где бы дома, в гостях или другом месте ни происходило, важно придерживаться одних и тех же, Вами установленных, правил.

если ребенок послушен, выполнял Ваши требования, хвалите его, поощряйте послушание. Если же ребенок продолжает упорствовать в своем требовании, переключите его внимание на то, что Вы обычно разрешаете. В словах не должно быть неудовольствия или раздражения из-за того, что пришлось повторять приказание. Не говорите, что дети не послушны. Избегайте это делать при посторонних. Жалобы матери на непослушание при гостях иногда воспринимаются детьми как нечто, само собой разумеющееся, обычное дело, в котором ничего предосудительного нет.

В некоторых случаях те же самые жалобы понимаются ребенком как заслуга, особая форма геройства. А нередко откровения относительно каких-то особенностей поведения детей могут восприниматься ими как предательство, раскрытие тайны. Таких обид дети не забывают. Добиться послушания — длительный и очень ответственный процесс. Часто послушание оценивается как мерило нравственного воспитания ребенка. Это не всегда так. Воспитательные меры всегда должны совершенствоваться вместе с потребностями эмоционального и духовного роста.

То, что воспринималось ребенком правильно в 2 года, через год-два становится ненужным. Кроме того, меняется сам характер послушания. На фоне становления собственного «Я» от пассивного повиновения нужно вовремя перейти к воспитанию внутренней потребности правильного поведения.

[NEXT_PAGE]

Иногда легко добиться послушания, пообещав детям что-то, обычно сладости, желанную игрушку, кино и т. д. Однако не нужно забывать, что потребности детей растут и когда-то взамен согласия с родителями они потребуют солидный «откуп». Безусловно, тактика постоянного поощрения за послушание неправильна. Это компромисс, основанный на стимуляции низменных чувств, который может стать даже безнравственным.

Конечно, несравненно труднее добиться, чтобы ребенок сам хотел делать то, чего хотите от него Вы, чтобы Ваше желание стало его потребностью и его желанием.
Обычными формами тренировки послушания в семье являются поручения. С раннего возраста надо приучать малыша перед сном собирать игрушки, убирать свои книги на полочку. Постепенно ребенку поручают убирать комнату, постель, одежду. Можно попросить его принести что-либо или же, наоборот, отнести на свое место. Никогда не забывайте проверить, чтобы каждое Ваше поручение или просьба бы,ли выполнены. Забывчивость или невнимательность ребенка могут нарушить формирование послушания.

Родители должны добиваться, чтобы дети считали своим долгом: если испачкал — по возможности, навести чистоту; если разорвал книгу — подклеить; рассыпал — собрать; уронил — поднять. Возникают, конечно, и трудности. Например, если ребенок с увлечением чем-либо занят, восприятие нового у него всегда затруднено. Не спешите повышать голос. Ребенок мог просто не расслышать Вашего обращения. Если же он слышал, то нужно время, чтобы переключиться с одного занятия на другое. Поэтому, давая поручение, каждый раз убедитесь, что ребенок правильно понял и все услышал. Иногда задание оказывается трудным для ребенка. Помогите ему понять, продумать и выполнить задачу.

Выработке послушания всегда отводилась особая роль. Действительно, только послушный ребенок может беспрепятственно вклю-
читься в ритм жизни семьи и детского учреждения, у него легче формируются навыки и полезные привычки. Известно, что дети, у которых в раннем возрасте не было выработано послушание, становятся недисциплинированными в первых классах школы, у них часто затрудняются взаимоотношения в детском коллективе.
Наконец, послушание, как одобренная семейным коллективом форма нравственного долга, имеет самое непосредственное отношение к восприятию ограничений.

Ограничения и запрещения в форме «нельзя» — это формирование системы прав и обязанностей, представлений «Я» и «Мы», т. е. в конечном итоге — это проблемы взаимоотношений личности и коллектива. Общественный смысл формирования понятий «нельзя» заключается в постоянной тренировке умения соотносить понятие «Мы» со своими, пока еще неуправляемыми желаниями, подчинять их требованиям коллектива.

Главными факторами выработки устойчивых понятий дозволенного и запрещенного являются постоянство и незыблемость запрета. Невозможно допустить, чтобы запрещаемый обычно предмет стал доступен после настойчивых выпрашиваний, во время крика, истерики и т. д. То, что «нельзя», должно быть всегда «нельзя». «Пусть Ваши отказы будут так же неукоснительны и неизменны, как законы природы»,— указывал И. В. Шелгунов.

[NEXT_PAGE]

Формирование запрета всегда связано с тренировкой еще слабого у детей процесса торможения в коре головного мозга. Запрет поэтому должен постоянно подтверждаться. Именно такая тактика родителей способствует уравновешенному течению процессов торможения и возбуждения у ребенка. Конечно, отцу или матери трудно отказать малышу, когда он, протягивая ручонки, страстно просит: «Дай! Дай!». В этот момент нельзя допустить слабость, утратить выдержку, пойти на поводу сиюминутных желаний. Важно проявить характер и настойчивость. Только личный пример родителей — выдержка и самообладание — формируют те же черты у детей.
При любом запрете требуется разъяснить причину. Дети не должны механически выполнять то, что от них требуют.

Бывает так: ребенок настойчиво просит то, что ему запрещено, и вдруг после отказа и его повторения требовательность обычно послушного ранее ребенка резко усиливается. Появляются капризы, плач, даже истерика. В таких случаях повторение отказа становится фактором, усиливающим возбуждение в коре головного мозга. Обычно это бывает у ослабленных, невро-тизированных детей, и, как правило, родители могут предвидеть наступление такой реакции. Конечно, нельзя доводить до истерики, это истощает нервную систему. Категорически недопустимо ругать детей, это только ухудшит состояние. Необходимо переключить внимание на то, что можно и разрешается. Переключение психической энергии необходимо, чтобы предотвратить патологическое возбуждение. Это — одно из обязательных условий воспитания здоровой психики!

Любой малыш, увидев привлекательную игрушку, тянется к ней, просит купить. Выполнять нужно только реальные, разумные просьбы. Нет человека, которому было бы все доступно. Сын или дочь должны знать, что какую-то вещь нельзя купить — «дорого», или что-либо другое — «купим к празднику» и т. д. Настойчиво нужно добиваться понимания и согласия детей с Вашими объяснениями. Нет другой возможности выработать умение управлят своими желаниями, а начинать эту работу надо в раннем возрасте.

Поощрения в семье могут быть различными. Обычно это — одобрение словами «хорошо», «молодец», «правильно» или расширенная похвала. Характер мер поощрения, конечно, зависим от культуры семьи, уровня жизни, ценностной ориентации. Эмоционально развитые, чуткие дети обычно преисполнены энтузиазма от одобрения, выраженного улыбкой, вниманием взрослого, проявлениями ласки. Поощрять можно и подарками.

[NEXT_PAGE]

Подарки различного рода должны способствовать развитию ребенка и соответствовать его возрасту и потребностям. Они могут быть связаны с днем рождения, праздниками. Вручая ребенку подарок, нужно обязательно показать, как пользоваться новой игрушкой или игрой. В противном случае он может просто не понять назначения нового предмета, будет разочарован; дарящий тоже не получит удовольствия.

Поощрения — очень деликатный инструмент нравственного воспитания. Поощрения подобны сладостям. Если их давать много и часто, это надоест и перестанет быть стимулом. «Где слишком сладко, там приторно». Надо быть очень внимательным -к детям, которым что-либо не удается, К сожалению, их больше укоряют, чем поддерживают и поощряют. Нельзя оставлять без внимания хорошие поступки детей, они требуют поощрения!

Причины, которые вызывают непослушание, многообразны. Нередко бывает, что после повторных приказаний ребенок не выполняет задание. Как поступить?! Наказать? Лучше постарайтесь еще раз объяснить, чего Вы хотите и как ребенок должен поступить. Желательно несколько раз разнообразить формулировку, говорить спокойно и настойчиво. Случается, что и это не помогает. Тогда попробуйте помочь ребенку. Нужен только толчок. Дальше все будет выполнено с энтузиазмом. По-видимому, иногда возникает внутреннее сопротивление: «Почему все сделай, да сделай?».

Спокойствие и уверенность, что поручение будет выполнено, выступают в роли эмоционального заряда. Слушая раздраженно кричащую мать, дети, как правило, ничего не понимают из ее «объяснений». Меры наказания. Физическое наказание, безусловно, недопустимо. Моральный урон всегда неизмеримо выше, чем боль от удара. При упорном непослушании изредка можно применить шлепанье по руке или ноге. По-видимому, без этого трудно обойтись в воспитании.

Есть, к сожалению, родители, которые уверены, что наказание — это единственный метод воспитания: «Чем чаще и сильнее наказывать и наказывать впрок, тем послушнее и лучше они будут». Нет необходимости говорить об убожестве таких «взглядов». Не может быть оправдания этому атавизму жестокости, несовместимому ни с положением воспитателя, ни с родительскими обязанностями

[NEXT_PAGE]

Характер детей, воспитываемых в атмосфере ожидания тяжелого наказания за малейшие проступки, резко меняется: появляются заторможенность, подавленность, чувство тревоги, теряется инициатива, дети хуже развиваются физически и умственно. «Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым»,— писал К. Д. Ушинский.

Иногда, чтобы добиться послушания, детей запугивают. Угрозы могут быть самыми различными: пугающие персонажи сказок, гротесковые вымышленные и реальные образы, предсказание неопределенной трагической ситуации.
Угрозы и запугивания такого характера никогда не ограничиваются только сиюминутной ролью. Детская фантазия, развитое воображение создают непредсказуемые по своей тяжести картины, которые исключительно долго могут задерживаться в памяти подсознания. Детским психиатрам известно, что страхи раннего детства могут быть причиной не только тяжелых неврозов на протяжении многих лет жизни, но и более серьезных заболеваний.

Наказания не должны нарушать условия, необходимые для жизни, например лишение сна, прогулок, еды. Проблема наказаний — их форм и мер — всегда является одним из самых сложных разделов воспитательной работы. Известно, что нарушения поведения детей появляются обычно в так называемых «неблагополучных» семьях, а также при отсутствии должного противодействия дурному примеру в благополучных семьях. Если воспитание поставлено правильно, можно совсем обойтись без наказаний.

Эффективность мер наказания не бывает одинаковой по отношению к различным детям. Результат зависит и от того, кто наказывает. Как правило, чем слабее воспитатель как педагог, тем более жесткие меры наказания он применяет. Наказание никогда не должно унижать достоинство ребенка. Вдумчивый воспитатель всегда должен быть уверен, что проступок ребенком осознан, что наказание правильно понято и что мера осуждения справедлива. Интересно, что такой подход часто не требует и наказания. Можно ли совершенно отказаться от наказаний? Система мер порицания и поощрений неразрывно связана со сложившимися в обществе морально-этическими взглядами, регулирующими поведение его членов.

Каждый воспитатель должен понять поступок своего подопечного, его мотивы и состояние тех нравственных механизмов, которые обнаружили свою несостоятельность. Однако понять проступок — не значит его оправдать.
Подтверждением самого факта проступка, выяснением его мотивов и вынесением наказания не заканчивается работа по борьбе с нарушениями нравственно-этических норм. Единственным показателем правильности воспитательного воздействия может служить только поведение ребенка без «срывов* в дальнейшем. Мы поддерживаем тех педагогов, которые утверждают, что после одного осознанного проступка необходимо помочь ребенку десять раз поступить правильно. Очень мудро! Необходимость дифференцированных мер воздействия подтверждается печальной практикой воспитания детей в условиях полной безнаказанности: безнаказанность неизбежно влечет за собой безответственность.

В семье ребенок получает не только навыки правильного поведения, но и учится на собственном опыте. Наиболее трудный и для родителей, и для детей — подростковый период. Особенно драматична в этом возрасте проблема осознания разницы между поступком и проступком. Как часто выбор даже из двух возможных решений представляет тяжелую психологическую проблему! Возникает внутренний конфликт, утрачивается равновесие, ухудшаются взаимоотношения в семье и в коллективе.

[NEXT_PAGE]

А когда ребенок впервые начинает задумываться над своими поступками? В раннем детстве. И помощниками ему должны быть отец и мать. Привычка размышлять над своими поступками — бесценное наследие семейного воспитания. «Каждый шаг, который мне предстоит совершить, может привести либо к благородству, либо к гнусности»,— писал В. А. Су-хомлинский.


Воспитать в ребенке внутреннюю потребность поступать правильно невозможно без уважения его как человеческой личности. Мы подошли к еще одному важному вопросу формирования нравственности. Уважение — это прежде всего взаимоуважение. Проявления уважения и взаимоуважения крайне разнообразны и возникают на каждом шагу. Так, сохранение ровного доброжелательного тона в обращении с ребенком является одним из важных постоянных выражений уважительного отношения к нему. Как бы мы ни устали, как бы огорчены ни были, мы не имеем права, лучше сказать, морального права, вымещать свою раздражительность на ком-либо, не говоря уже о детях.

Невозможно допустить, чтобы ребенок оказался игрушкой переменчивого настроения родителей. Взаимоуважение, как норма морали, не может быть нарушено никогда. Родители, прежде всего, должны уважать друг друга, чтобы не пришлось потом, когда дети станут взрослыми, с возмущением выговаривать им, что «святая обязанность детей — уважать своих родителей». Здесь еще много нарушений. Нередко дело не доходит до воспитания уважения к ребенку, рядом он постоянно встречает примеры иного рода. Интересное описание разговора в группе приводит воспитатель детского сада.

Было полезно? 0



Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр онлайн, прямо у нас на сайте.
Специалисты со всей России с отзывами реальных людей. Отзывы публикуются только от людей, побывавших на приеме!
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Добавить комментарий
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив