Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр с реальными отзывами, прямо у нас на сайте.
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Воспитание ребенка.


Выработанное умение правильно слушать оказывает неоценимую помощь вниманию и мышлению. Академик С. Г. Струмилин так оценивал это качество: «Умение слушать — редкое и трудное качество. Легко оно дается лишь тем, кто не очень занят собой и, питая жгучий интерес к жизни, жадно прислушивается ко всем ее голосам». Очевидно, что трудности передачи информации объективны, но устранимы, и работа такого рода, регулярно проводимая родителями, окажет неоценимую помощь в воспитании детей. Важную роль в жизни ребенка имеет умение думать. Привычка думать, рассуждать вырабатывается в молодом возрасте, но опыт мышления, безусловно, приобретается в детстве.

Нужно приучать ребенка к собственным суждениям, раздумьям, заботам. Надо чаще спрашивать его мнение, терпеливо выслушивать рассуждения и его советы. Работа эта очень важна сама по себе. Без опыта совместных рассуждений не появится привычка думать, т. е. взвешивать, сравнивать результат с планом -образом деятельности, сравнивать с идеалом, вносить коррективы, если это будет оправдано, и т. д. Кстати, психологи утверждают, что в жизни человека самое трудное — это принять решение. Многое в принятии решения зависит от опыта («мудрость — дочь опыта»), его надо накапливать, анализировать, наблюдать и принимать новые решения. Надо уметь анализировать ошибки, чтобы не повторять ошибочных решений. Известно, что ошибки наши носят системный характер, т. е. однотипны. И если большой успех предопределяется множеством маленьких удач, то без анализа ошибок упускаем победу.

Врожденные свойства психики. Выявление основных врожденных качеств психики возможно довольно рано. Существуют устойчивые свойства психической деятельности, которые составляют в дальнейшем основу темперамента. Различают следующие свойства темперамента: 1) скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, длительность сосредоточения внимания); 2) психический темп и ритм; 3) интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность волевых действий); 4) направленность психической деятельности на какие-либо объекты, независимо от их содержания (например, постоянное стремление к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям).

В дальнейшем темперамент дополняется соответствующей эмоциональной окраской, находит целую гамму психических выражений, отражается в так называемом «мимическом паспорте». Движения, поведение в минуты опасности, реакция на чрезмерную нагрузку — все это прямо зависит от высшей нервной деятельности, врожденных и индивидуально приобретенных качеств личности.

[NEXT_PAGE]

Психологи, изучающие высшую нервную деятельность детей раннего возраста, выделяют, как правило, четыре основных варианта детской психики.
У живых, приветливых детей обычно сильная уравновешенная, подвижная нервная система. Спокойные, медлительные, терпеливые дети тоже характеризуются сильной уравновешенной нервной системой, но инертного типа. В настоящее время отмечают нарастание группы детей беспокойных, необузданных, раздражительных и несдержанных. Это пример сильной неуравновешенной нервной системы.

И, наконец, слабая нервная система у боязливых, замкнутых, заторможенных детей.
Если живые, подвижные дети не получают стимулов для своей активности, живут монотонно и однообразно, лишены радостных эмоций, они могут вырасти неуверенными, нерешительными, боязливыми и медлительными людьми. Постоянная стимуляция и тренировка детей со слабой нервной системой, боязливых и малоактивных может превратить их в живых, подвижных, приветливых, спокойных и уверенных в себе людей.

Особого внимания требуют беспокойные, необузданные дети. Они отличаются пониженным вниманием, недостаточной сосредоточенностью и самообладанием. Такие дети становятся нарушителями спокойствия в коллективе и живут в состоянии постоянного напряжения. Слабым заторможенным детям следует давать возможность уединяться, не быть все время в суматохе коллектива, так как беспокойство и шум для них слишком сильный раздражитель. Вместе с тем одиночество и полная изоляция также вредны.

Медлительным, спокойным детям нужны постоянное стимулирующее воздействие, одобрение, похвала. В противном случае им грозит опасность отстать в развитии.
При повышенной склонности к подражанию в неблагоприятных условиях могут возникнуть «реак или подражания» несдержанности, аффективным вспышкам, грубому поведению. Чаще всего объектами для подражания становятся родители, члены семьи или воспитатели, учителя.

Важно помнить, что в процессе повторения психологических состояний и реакций (положительных или отрицательных) формируются устойчивые качества личности. Необходимо поэтому постоянно изучать и анализировать результаты педагогического воздействия по поступкам и особенностям поведения своего ребенка.
Развитые эмоции — основа становления нравственных качеств личности. Жизнь детей в решающей степени определяется чувствами и тем больше, чем они младше. Для них характерны быстрая смена эмоций, их избыточность и импульсивность. Мгновенно возникающие сильные эмоциональные вспышки — аффекты — типичны в раннем возрасте. Аффективные реакции плохо контролируются сознанием, поэтому с ребенком в этот момент практически невозможно установить контакт. Повторяясь, они приводят к истощению коры головного мозга, нарушают устойчивость нервной системы к внешним воздействиям.

Одни чувства создают бодрое настроение, повышают продуктивность деятельности, другие — вызывают тяжелые переживания, иногда негативные реакции, понижают результативность, У детей с неустойчивыми эмоциями под влиянием даже несильного,
но для них чрезмерного внешнего воздействия возможны импульсив ность в проявлении чувств, непред сказуемая реакция на поведение взрослых, иногда истерика. Младенцы выражают свое удовольствие не только улыбкой, но бурной радостью; неудача сопро вождается плачем, криком, беспорядочными движениями рук и ног. него возраста. Оказалось, что дети в состоянии стресса хуже занимаются, у них затруднено восприятие, нарушены контакты со сверстниками, родителями.

[NEXT_PAGE]

Тревожность у детей появляется при одновременном выполнении двух заданий, например сыну или дочери поручено вымыть посуду, убрать со стола, в то время как ребенок смотрит телевизор или пытается читать книгу.
Причиной стресса может быть избыток раздражителей как положительного, так и отрицательного характера, например постоянный шум, кажущиеся привычными громкие разговоры, избыток телепередач, постоянная спешка, повышенные требования к ребенку. Причинами могут стать также недостаток раздражителей и возникающая вследствие этого монотонность, невнимание, безразличие родителей, малоподвижность, изоляция. Любые конфликтные ситуации, нарушения режима сна, отдыха, питания, отсутствие ритма могут стать также источником стрес-сорного раздражения.

В зависимости от исходного типа нервной системы и возраста ребенка влияние стрессорных воздействий неодинаково. Конечно, в полной мере исключить подобные воздействия в жизни невозможно. Следует помнить, что чем меньше ребенок, тем категоричнее нужно стараться исключать эмоционально-стрессор-ные ситуации.
Другим важным фактором для снижения неблагоприятного воздействия на психику является воспитание чувств. Смысл его в том, что появление отрицательной эмоции должно стать сигналом для положительной эмоции. Выбрав какой-либо стрессорный раздражитель, желательно показать ребенку, как нужно реагировать на него, и стараться сделать этот способ реагирования предметом частой и последовательной тренировки.

Темперамент и эмоциональность.Этот показатель очень важен в работе с детьми. Известно, что нет «плохого» или «хорошего» темперамента, нет также и «наилучшего» типа высшей нервной деятельности. Только постоянной целенаправленной тренировкой можно развить необходимые психические свойства и значительно уменьшить проявления нежелательных качеств. Это особо важно, если учесть, что успех любого воспитательного процесса определяется направленностью на раннее выявление индивидуальности ребенка, поощрение творческих возможностей. Ребенку необходимо как можно раньше дать почувствовать созидательную ценность своей личности.

Трудности организации сознательного планомерного воспитания не ограничиваются этим. Результаты нашего воздействия на ребенка, итоги продуманных педагогических приемов зависят еще и от того, в какой из периодов жизни ребенка они применяются.

Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991.

Было полезно? 0



Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр онлайн, прямо у нас на сайте.
Специалисты со всей России с отзывами реальных людей. Отзывы публикуются только от людей, побывавших на приеме!
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Добавить комментарий
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив