Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр с реальными отзывами, прямо у нас на сайте.
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Более сложные системы морально-этических взглядов и принципов.


В последние годы в связи с повышением требовательности людей друг к другу в браке изменился и родительский пример. Так, наряду с выраженным демократизмом взаимоотношений, отсутствием жертвенности, подчеркнутыми уважением и взаимоуважением, придается значение тем качествам личности, которые отражают ее социальную роль и, естественно, тоже являются прекрасным примером для детей. Это и товарищество, и дружба, и бескорыстная помощь различного рода, и коллективизм, и творческое отношение к труду.

Разнообразие интересов, умение по возможности постоянно вносить что-то новое в семейную жизнь позволяют избежать монотонности и привыкания к повседневности будней. Более сложные системы морально-этических взглядов и принципов, естественно, вырастают на основе сформированных нравственных чувств, привычек, правил и навыков. В жизни каждого человека существенное значение имеют элементы автоматизма в поведении, формирующие цепь поступков. Основы нравственности закладываются в раннем возрасте, в семье, когда семейному воспитанию в большинстве случаев принадлежит монополия.

В нравственном воспитании необходимо учитывать особенности психики детей раннего возраста. Поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга. Последняя оказывает регулирующее влияние на нижерасположенные отделы. Нервная система тем слабее и неуравновешеннее, чем младше дети. Действие одного и того же раздражителя, например длительное занятие одной и той же игрушкой, вызывает быструю усталость. Увлеченный интересной игрой, ребенок не чувствует голода, не слышит голосов матери и отца. Дети не выдерживают также одновременного воздействия двух и более небезразличных для него раздражителей. Невозможно во время просмотра телепередачи отвлекать ребенка рассказами о чем-то интересном, нельзя занятого любимой игрушкой ребенка просить пересказать содержание какой-либо сказки. По той же причине дети длительное время не могут сохранять одну и ту же позу.

В течение первых 3 лет жизни происходит значительное повышение работоспособности, однако по сравнению с детьми старшего возраста оно существенно ниже. Высшая нервная деятельность в раннем возрасте характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов: возбуждение преобладает над торможением. Положительные условные рефлексы, связанные, как правило, с активацией нервной деятельности, вырабатываются быстрее, чем тормозные. Маленького ребенка значительно легче научить что-то делать, чем приучить воздерживаться от желаемого действия.

Тормозной процесс надо щадить! Выработка тормозных условных рефлексов связана, как правило, с запрещением, ограничением и требует поэтому повторений. Вместе с тем тормозной процесс менее устойчив, быстрее истощается, и выработанные на его основе рефлексы скорее угасают. Успех воспитания зависит от того, существует ли равновесие между процессами возбуждения и торможения, а если такого равновесия нет, то воспитателю нужно знать, какой процесс преобладает. Подвижные и медлительные типы распознаются по скорости, с какой происходит смена возбуждения и торможения. Слабая подвижность нервных процессов выражается в трудности переключений внимания на новое действие, новый предмет.

Конечно, и уравновешенному подвижному ребенку иногда необходимо несколько раз повторить просьбу, чтобы привлечь его внимание. Замедление скорости переключения, активное противодействие переменам в занятиях, болезненные реак-
ции при этом являются характерной чертой детей медлительного (инертного) типа. Эти особенности имеют самое непосредственное отношение к практике воспитательной работы. Дети с замедленными реакциями и способностью к переключениям ничем не хуже других. Более того, концентрация внимания на одном объекте часто способствует глубокому овладению знаниями о нем. Медлительных детей недопустимо наказывать за «непослушание».

Достаточно повторить просьбу еще раз, убедившись предварительно, что ребенок Вас слышит. Для тренировки подвижности нервной системы можно рекомендовать соответствующие игры на переключение внимания, Роль интереса в познавательной деятельности. Все возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности в полной мере отражаются на характере и свойствах умственного развития и всей психической сферы детей. Умственная деятельность в раннем возрасте отличается непостоянством, легкой отвлекаемостью, потерей направленности. Отсутствие последовательности в мышлении, своеобразные ассоциации приводят к неожиданным и не всегда предсказуемым поступкам.
Так как мышление идет кратчайшим путем, при этом обычно опускаются детали, связанные с особенностью вопроса.

В результате возникают решения и ответы, которые обозначаются в физиологии как «реакция короткого замыкания». Между заданием и решением перебрасываются краткие «мостки». Ответы, естественно, часто бывают неверными. Для решения задач нужно обязательно поддерживать интерес, роль которого в умственной деятельности ребенка исключительно велика. Обычно до 8—10 лет дети не могут заниматься тем, что их Непосредственно не интересует, а волевые усилия их, конечно, еще незначительны.

К личности педагога предъявляются высокие требования. Он должен учить весело: «Успешно учиться можно только тогда, когда учиться весело» (А. Франс),— интересно, захватывать эмоционально, дать толчок высокому развитию исследовательского инстинкта. Конкретность мышления и его образность обусловлены тем, что дети познают окружающий мир всеми органами чувств. Им никогда не бывает достаточно только увидеть интересующий предмет или явление.

Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991.

Было полезно? 0



Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр онлайн, прямо у нас на сайте.
Специалисты со всей России с отзывами реальных людей. Отзывы публикуются только от людей, побывавших на приеме!
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Добавить комментарий
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив