Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр с реальными отзывами, прямо у нас на сайте.
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Общение на уровне развития ребенока.


Очень полезно, если хорошие взаимоотношения родителей со всеми окружающими людьми обусловлены действенной помощью, искренним участием, бескорыстной поддержкой в моменты затруднений, и дети об этом знают. Тем самым они учатся искренности чувств. Ведь самое дорогое — тепло человеческого участия.
Иной характер имеют примеры, когда прежде, чем сделать что-то хорошее, мать или отец думают, взвешивают, сравнивают — не оказалась бы «моя доброта больше, чем их».

Дети при этом хотя и видят пример хорошего поступка, но выверенного холодным расчетом, а это сводит на нет его положительное воспитательное значение. Хорошие отношения определенной категории родителей с другими людьми могут строиться по принципу «я — тебе, ты — мне». В таких случаях в «друзья» выбираются те, кто может что-то достать, имеет влиятельных родственников, сам занимает определенное служебное положение и т. п. Как сообщила учительница и воспитатель одной из подмосковных школ, в таких случаях дети «начинают дружить с теми в классе, у кого есть что-то замшевое».

В современной жизни достаточно моментов, вызывающих стрессор-ные реакции. Неудовлетворенность, гнев и раздражение, возникая как бы невзначай, мимоходом, иногда незаметно, могут накапливаться, вызывая обиду, гнев, равнодушие, отчуждение, враждебность... Разрядка от всевозможных неприятностей происходит чаще всего в семье и в присутствии детей. Они научаются быстро и даже мгновенно приходить в состояние сильного возбуждения, иногда агрессии и жестокости. До поры эти состояния не находят разрядки и не имеют четкой направленности. Нужно стараться ограждать детей от подобных сцен. Совершенно очевидно, что житейское правило быть добрым один к другому не является формальным.

От старших — все лучшее. От старших передается малышам все лучшее, чему они научились: уважение к знаниям, общественная активность, любовь к Родине, справедливость и честность, отвращение к эгоизму и потребительству, культура общения и поступков, жажда духовного — литературы, искусства, эстетики и всей населяющей мир красоты. Более подробного рассмотрения требует воспитательная роль родительского примера. Схематично можно ограничиться разбором тех его влияний, которые касаются отношений родителей к себе и друг к другу, отношений к детям, к другим людям, к работе и к любимому делу.

Ребенок очень рано соприкасается с эмоциональным миром родителей. Эта близость есть биологическая «потребность в сопереживании », постепенно и закономерно подкрепляемая духовной близостью. Безусловно, определяющее значение в процессе становления личности ребенка принадлежит эмоциональным и мотивационным особенностям семьи. И когда выясняется, что каких-то черт нравственной личности у ребенка нет, родители пытаются срочно ликвидировать досадный пробел, читая длинные нотации.

К сожалению, практически всегда опоздавший воспитатель сталкивается с обезоруживающей педагогической и психологической аксиомой, о которой В. А. Сухомлинский говорил: «Воспитание словом — самое слабое и наиболее уязвимое место современной школы». Действительно, как можно объяснить ребенку, что значит, например, быть добрым, смелым, отзывчивым, если ребенок никогда не видел в семье подобных примеров? Такие объяснения не приводят к успеху. И хотя часто может создаться впечатление, что ребенок понял и с объяснениями педагога или воспитателя согласился, а на деле... На деле это оказывается иллюзией.

А. Гайдара спросили, как вырастить детей, чтобы они были честными, смелыми, добрыми людьми? Гайдар улыбнулся: «Но ведь это очень просто. Надо только самим быть честными, смелыми и добрыми». Действительно, пример родителей — самое эффективное воспитательное средство. А если ребенок видит, что все вокруг делается обратно тому, что ему внушают, все рекомендации и требования не достигнут цели. Как же организовать жизнь для эффективного нравственного воспитания? Для этого необходимо, прежде всего, чтобы вся окружающая ребенка психологическая обстановка была высоконравственной и чтобы необходимые примеры были всегда «под рукой».

Дети должны каждодневно видеть положительные примеры, понятные для них и посильные для повторения. Обязательным условием поэтому должно стать частое, но в то же время понятное и ненавязчивое объяснение каждого нравственного примера и поступка любого члена семьи. «Если старшие члены семейства — люди дельные, умные и образованные, то лучшей первоначальной школой для детей будет та комната, в которой отец и мать работают, читают или разговаривают. Ребенок всегда интересуется тем, что делают взрослые. И прекрасно. Пусть присматривается к их работе, пусть вслушивается в их чтение, пусть старается понимать смысл их разговоров. Он будет предлагать свои вопросы; ему будут отвечать как можно проще и яснее»,— писал Д. И. Писарев.

В период интенсивного психофизического развития накапливается огромный фактический материал (и положительный, и отрицательный). Часто можно услышать, что «плохое к детям легче пристает, чем хорошее». Следует правильно понять, что восприятие одинаково хорошо регистрирует и хорошее, и плохое, но хороший поступок практически всегда связан с усилием, ограничением, торможением нежелательной деятельности, т. е. упражнением процесса наиболее хрупкого, неустойчивого, требующего неоднократного повторения и закрепления. Как писал Ж.-Ж. Руссо: «Истинное воспитание состоит не столько в наставлениях, сколько в упражнениях».

В семьях, где родители постоянно заботятся о создании условий нравственного воспитания, результат всегда виден по поведению их детей. Нужно отметить, что дети очень чутко улавливают тон и интонации голоса как предвестники неблагополучия и обычно реагируют резко. Допустима ли при детях открыто выраженная нежность супругов друг к другу? Многие психологи, изучающие семью с точки зрения факторов, способствующих ее стабильному благополучию, отвечают так: «Супруги при детях должны вести себя, как очень хорошие друзья». Что касается меры нежности и ласки, то она необходима в равной степени как ребенку, так и взрослому.

Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991.

Было полезно? 0



Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр онлайн, прямо у нас на сайте.
Специалисты со всей России с отзывами реальных людей. Отзывы публикуются только от людей, побывавших на приеме!
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Добавить комментарий
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив