Учение о медиаторах нервной системы

Этапы учения о медиаторах нервной системы

Медиатор (посредник, трансмиттер) - это химическое вещество, передающее возбуждение с нервного окончания на клетку. На уровне медиатора происходит объединение нервного и гуморального механизмов передачи взбуждения.

I этап учения о медиаторах - Отто Леви, А. Ф. Самойлов.

Леви экспериментировал на изолированном сердце. Сердце изолировалось на специальную кастрюлю с питательным веществом. Одновременно выделялись веточки нервных волокон. Леви раздражал ветвь от n.vagus и наблюдал замедление сердечной деятельности. Затем забиралась жидкость из полости сердца и преносилось в другое сердце - наблюдалось замедление и его работы. По анологии проводились опыты с симпатическими нервами.

Вывод: возбуждение с нерва на сердце передаётся с помощью химических веществ, которые находятся в омывающей сердце жидкости. Вещества опосредующие передачу возбуждения с n.vagus - это вагус-штофф, а с симпатического нерва - симпатикус-штофф.

Самойлов проводил опыты на нервно-мышечном препарате и выявил, что передача возбуждеия с нерва на мышцу происходит с помощью медиаторов. Вагус-штофф = ацетилхолин, симпакус-штофф = норадреналин.

II этап 40-е гг. XX в.

Костяков проводил эксперименты на вегетативных ганглиях. Обнаружил, что в вегетативных ганглиях возбуждение передаётся с помощью ацетилхолина.

В эти годы Шевелёва обнаружила, что для передачи возбуждения необходим не только медиатор, но и нормально функционирующие рецепторы. Она изучала передачу возбуждения в центральных ганглиях.

III этап - 60-е гг.

Быков изучая передачу возбуждения в центральную нервную систему обнаружил, что в качестве медиатора в центральной нервной системе используется ацетилхолин и норадреналин.

На современном этапе известно, что большая роль в передаче возбуждения принадлежит рецепторам на постсинаптической мембране. Эффект медиатора обеспечивается не особенностью его строения, а видом рецептора с которым он взаимодействует.

Холинэргические и адренэргические нейроны нервной системы

В 30е гг. Дейл обнаружил, что на всех окончаниях нервных клеток выделяется один и тот же медиатор. Эта особенность лишь у зрелых клеток, а молодые могут выделять различные виды медиаторов. По виду выделенного медиатора в нервной системе различают большое количество нейронов. Чаще всего в качестве медиаторов используются ацетилхолин и норадреналин, поэтому большинство нейронов холинэргические и адренергические.

Холинергические нейроны, т. е. нервные клетки, которые используют в качестве медиторы ацетилхолин - это:

все мотонейроны центральной нервной системы;

все преганглионарные нейроны вегетативной нервной системы;

все постганглионарные нейроны парасимпатической нервной системы;

все постганглионарные нейроны симпатической нервной системы, которые иннервируют потовые железы и вызывают расширение некоторых сосудов;

часть нейронов головного и спинного мозга.

Адренергические нейроны - медиатор норадреналин. Постганглионарные нейроны симпатической невной системы кроме тех, которые иннервируют потовые железы и вызывают расширение некоторых сосудов. Часть нейронов центральной нервной системы (головного и спинного мозга).