Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр с реальными отзывами, прямо у нас на сайте.
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Гигиенические требования к проведению занятий и игр


Мебель

Для дошкольных учреждений разработана мебель (столы и стулья) различных размеров соответственно росту детей. В старшей и тем более подготовительной к школе группе, где значительно больше времени выделяется для занятий, желательно иметь вместо шестиместных, которыми обычно оснащаются младшие и средние группы, двухместные столы с двумя выдвижными ящиками, где хранят пособия для занятий. На обратной стороне сиденья и на наружной стороне подстолья отмечают группу мебели.

Организация занятий

Столы и стулья во время занятий должны быть размещены в групповой комнате так, чтобы воспитатель во время выполнения детьми задания мог свободно подходить к каждому ребенку, а дети имели возможность отодвинуть стул и выйти из-за стола, не мешая друг другу. Естественный свет должен падать с левой стороны. Для лучшего естественного освещения шестиместные столы ставят в два ряда, двухместные — в три ряда, узкой частью к окнам. Детей рассаживают так, чтобы они не мешали сидящим сзади. Однако детей с дефектами зрения, несмотря на их рост, сажают ближе к источнику света, а детей с пониженным слухом — ближе к воспитателю. Нельзя сажать детей спиной к свету.

Все необходимые пособия (бумага, карандаши, краски и пр.) надо заранее подготовить и разложить, чтобы детям было удобно работать, не вставая с места и не прося соседей передать ту или иную вещь. Каждая деталь, изображенная на пособии, должна быть видна без напряжения зрения на расстоянии не менее 8 м; величина рисунка для показа — не менее 31*21 см. При объяснении содержания занятий воспитатель выбирает наиболее удобное место, чтобы дети могли хорошо его видеть.

Рисование и раскрашивание

На занятиях по рисованию необходимо прежде всего научить детей правильно держать карандаш: без напряжения, на расстоянии 4—5 мм от отточенного конца, под углом 60° по отношению к бумаге. Отточка карандаша не должна быть очень длинной, так как дети, не умея регулировать силу нажима, часто ломают графит, что может вызвать отрицательные эмоции, снизить интерес к работе. Для детей дошкольного возраста рекомендуются простые карандаши с мягким графитным стержнем (№ 1) или со стержнем средней жесткости (№ 2). Карандаши с твердым графитным стержнем (№ 3 и 4) не рекомендуются, так как при пользовании ими детям приходится делать слишком сильный нажим, что быстро утомляет их руку, а штрихи рисунка выглядят очень бледными. Наиболее удобны карандаши круглой формы, а не шестигранной или восьмигранной. Размерам кисти ребенка лучше всего соответствуют карандаши длиной 17 см и диаметром 8 мм.

Краски готовят к занятию воспитатели, так как для детей разведение красок слишком сложное и трудное занятие. К тому же они не могут сделать это достаточно аккуратно, не запачкав себя и окружающие предметы. Чтобы краска не капала с кисточки, надо разводить ее до консистенции жидкой сметаны. Во время занятий и после них дети должны класть грязные кисти не на стол, а на специальные подставки.

Лепка

На занятиях лепкой используют пластилин, бурую или серую глину — мягкий эластичный материал, который легко поддается нажиму детской руки. Очищенную от примесей глину скатывают в шарики, легко помещающиеся в руке ребенка, и на небольших фанерных дощечках подают детям. После работы с пластилином и глиной дощечки тщательно промывают и просушивают.

Аппликация

Приступая к занятиям по аппликации, воспитатели обучают детей держать ножницы, вкладывать пальцы в кольца, сжимать и разжимать рычаги. Ножницы, которыми пользуются дети, должны быть легкими, небольших размеров (по руке ребенка), с тупыми концами. Очень важно провести беседу о тяжелых последствиях неосторожного обращения или игры с ножницами.

При работе с клеем надо научить детей аккуратно набирать его на кисть, пользоваться специальными подстилками и тряпочками при приклеивании деталей друг к другу.

Гигиенические требования к игрушкам

Приобретать игрушки следует только в государственных магазинах. Покупать игрушки у частных лиц и артелей нельзя.

Для детей первого года жизни, которые тянут все в рот, рекомендуются игрушки, изготовленные из пластмассы, целлулоида и резины. Такие игрушки хорошо поддаются очистке и дезинфекции, на них почти не задерживаются микробы. В составных игрушках (пирамидках, наборах колец или шариков) диаметр самого маленького их элемента должен быть не менее 30 мм, чтобы дети не могли засунуть их в нос или уши. В настоящее время игрушки делают из полиэтилена или полистирола. Эти материалы были тщательно исследованы гигиенистами и получили положительную оценку.

Бумага и картон — удобный и дешевый материал для изготовления игрушек. Несмотря на то что игрушки из этих материалов быстро загрязняются и приходят в негодность, особенно при коллективном пользовании, наличие их в детских учреждениях допускается. Но в случае возникновения в группе инфекционного заболевания все бумажные игрушки следует сжечь.

Игрушки из папье-маше в детских учреждениях иметь не рекомендуется, так как с них быстро сходит краска и в местах, где она отсутствует, могут надолго задерживаться микробы. Матерчатые, ватные и меховые игрушки также нежелательны: они легко загрязняются и могут быть источником инфекции, при мытье или дезинфекции они, как правило, приходят в негодность.

Музыкальные духовые игрушки (трубы, дудки, губные гармошки и др.) не рекомендуются, так как могут быть источником распространения инфекционных заболеваний. Игрушки из легко бьющегося материала, например елочные украшения, фарфоровые, фаянсовые и глиняные фигурки, статуэтки, давать детям в руки не следует. Они пригодны лишь для экспонирования.

Оптические игрушки (фильмоскопы, калейдоскопы, волшебные фонари, игрушечные подзорные трубы и др.) должны давать четкое, достаточно крупное изображение, чтобы не вызывать напряжения зрения. Самопроизвольное изменение фокусного расстояния при пользовании оптическими игрушками должно быть исключено, а электрическое напряжение в электрических игрушках не должно превышать 26 в.

Дети очень любят делать игрушки сами. Для этого можно использовать картон, бумагу, катушки, лоскуты, баночки и коробочки, принесенные ими из дома. Однако весь принятый от детей материал, так же как и вновь купленные готовые игрушки, следует предварительно обеззаразить (продезинфицировать).

Детский строительный материал, мозаика, набор геометрических фигур и прочие изделия из дерева или толстой фанеры должны быть посильны для ребенка и по общему весу составных частей не превышать 1—2 кг. Все элементы должны быть гладкими, без щелей и острых углов, покрашены устойчивыми масляными красками или отполированы.

Для изолятора выделяют отдельно наборы игрушек, легко обеззараживающихся. Наиболее подходят резиновые, целлулоидные и пластмассовые игрушки.

Все игрушки следует регулярно очищать от пыли и дезинфицировать. В группах детей от двух лет и старше игрушки надо ежедневно протирать влажной тряпкой, а мягкие, если такие имеются, чистить щеткой, выбивать и проветривать не реже одного раза в неделю, лучше всего на солнце. При обеззараживании ультрафиолетовыми лучами (с помощью ламп ПРК-2, ПРК-7) игрушку облучают с каждой стороны в течение 10 мин на расстоянии 40 см от лампы. Одежду кукол (куклы должны быть не матерчатыми, а целлулоидными) следует не реже одного раза в неделю простирывать и проглаживать горячим утюгом.

Источник Кабанов А.Н. и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. Изд. 2-е, перераб. М., "Просвещение", 1975.


Было полезно? 0



Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр онлайн, прямо у нас на сайте.
Специалисты со всей России с отзывами реальных людей. Отзывы публикуются только от людей, побывавших на приеме!
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Добавить комментарий
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив