Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр с реальными отзывами, прямо у нас на сайте.
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Закаливание детского организма. Основы закаливания


Значение закаливания

Закаливанием организма называют повышение его устойчивости по отношению к резким колебаниям температуры и другим метеорологическим условиям. Естественные силы природы — солнце, воздух и вода,— действуя на поверхность тела, вызывают интенсивное размножение клеток основного слоя надкожицы, что ведет к ее утолщению и усиленному образованию биологически активных веществ. Эти вещества с кровью разносятся по всем органам, стимулируя их функции. Еще большее значение для стимулирующего влияния на функции всего организма имеет местное раздражение кожных рецепторов, особенно холодовых и тепловых.

Поток возникающих при этом афферентных импульсов становится источником рефлексов, связанных преимущественно с терморегуляцией, и ведет к повышению возбудимости центральной нервной системы, а тем самым к общему усилению процессов обмена.

Систематическое (но не чрезмерное) использование естественных сил природы увеличивает физическую и умственную работоспособность, снижает восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Приучение организма к колебаниям внешней температуры, особенно к ее понижению, представляет собой своеобразную тренировку сосудистых реакций кожи. Изменения, происходящие в организме в результате закаливания, развиваются медленно и постепенно. Максимальных успехов можно добиться, если начинать закаливание организма с раннего детства. Закаленные дети, как правило, обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высо-кой работоспособностью.

Правила закаливания.

Чтобы закаливающие процедуры дали положительные результаты, нужно соблюдать правильную систему их применения. Важнейший принцип закаливания — постепенность увеличения дозировки раздражителя. Первые закаливающие процедуры должны быть такой силы и длительности, чтобы вызывали минимальные сдвиги в организме ребенка. По мере привыкания ребенка к процедурам их силу и длительность можно осторожно увеличивать.

Не менее важны последовательность и систематичность применения различных процедур. Так, к водным процедурам и солнечным ваннам желательно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам; не следует допускать детей к обливанию прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах — пока они не привыкли к обливанию. Начатые процедуры не надо прерывать без серьезных к тому оснований, чтобы не снижать уже полученные положительные сдвиги в организме.

Если дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, находятся в душных, плохо проветренных помещениях, то закаливающие процедуры не дают должных результатов. В соответствии с условиями, сезоном и погодой следует проводить комплекс процедур. Так, воздушные ванны хорошо объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время — с купанием в открытых водоемах.

Закаливание следует проводить с учетом здоровья, а также физического и психического развития ребенка. По состоянию здоровья детей делят на 3 группы. Первая — практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур. Вторая группа — дети, только что переболевшие или предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам, и другим простудным заболеваниям; с ними закаливающие процедуры проводят с ограничением. Третья группа — дети, страдающие острыми или хроническими воспалительными процессами (воспаление ушей, почек, суставов и т. п.), имеющие пороки сердца, страдающие желудочно-кишечными заболеваниями. Таким детям закаливающие мероприятия в условиях детского коллектива противопоказаны. С ними закаливание проводят индивидуально.

Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами, насильственное их проведение не способствуют положительному результату. Важно хорошо продумать и правильно организовать проведение процедур, обставить их так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.

Земельный участок.

В детском учреждении для проведения закаливания существенное значение имеет правильная организация земельного участка. Его размеры, планировка и оборудование зависят от типа учреждения, контингента детей, их возраста и содержания воспитательной работы, проводимой с ними.

Участок должен быть обнесен сплошным или решетчатым забором высотой не менее 1,2 м и иметь зеленую полосу из деревьев и кустарников. Часть участка, расположенную между основной улицей и фасадом здания, называют защитной зоной, которая предохраняет помещения от проникновения в них шума и пыли улиц. Ее ширина не должна быть менее 15—20 м. Защитную зону обычно засаживают деревьями, небольшими декоративными кус-тарниками, клумбами. Однако запрещается сажать растения с ядо-рптыми плодами и колючками, а также с летающими семемами. 3 защитной зоне можно расположить скамейки для отдыха приходящих за детьми родителей, а также скульптуры, фонтан с бассейном, который не только украшает территорию, но и освежает воздух в жаркую погоду.

Для каждой группы детей предусматривается устройство отдельной игровой площадки, изолированной от других площадок и огражденной кустарником. Площадки желательно располагать вблизи выхода из помещений тех детских групп, для которых они предназначены. Размер площадки должен быть для группы детей преддошкольного возраста 100 м2, а дошкольного — 75 м2. Ридом с площадкой для грудных детей предусматривают площадки для их кормления. При каждой площадке устраивают навесы с дощатым полом, открытые на юг или юго-восток и закрытые с трех остальных сторон; их площадь для детей преддошкольного возраста 30 м2, дошкольного — 50 м2, В летнее время для защиты детей от солнца рекомендуется ставить зонты, тенты, навесы.

Помимо игровых площадок, на участке предусматриваются физкультурная площадка, огород-ягодник, а также уголок для животных и птиц.

Площадки должны быть связаны кольцевой дорожкой шириной 1 —1,5 м для езды на велосипедах и педальных автомобилях.

При отсутствии централизованной канализации в наиболее отдаленной части участка устраивается летняя уборная на 2 очка. К черному ходу здания дошкольного учреждения должен примыкать хозяйственный двор, изолированный от остальной территории и имеющий самостоятельный въезд.

Источник Кабанов А.Н. и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. Изд. 2-е, перераб. М., "Просвещение", 1975


Было полезно? 0



Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр онлайн, прямо у нас на сайте.
Специалисты со всей России с отзывами реальных людей. Отзывы публикуются только от людей, побывавших на приеме!
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Добавить комментарий
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив