Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр с реальными отзывами, прямо у нас на сайте.
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Жизнь в утробе матери и вне ее


Современная техника сделала возможным наблюдение за движениями и поведением ребенка в матке и открыла будоражащие воображение перспективы изучения реакций ребенка на внешние воздействия. Мы уже способны увидеть, как открывается и закрывается ротик ребенка; глотание, движение глаз и наклоны головки можно увидеть на девятой неделе беременности; начиная с шестнадцатой недели видно, как ребенок совершает полные круговые обращения, а в двадцать — сосет палец.

Имеются исследования, показавшие, как происходит общение детей с их мамами, начиная с момента рождения, которые пролили свет на образцы выражения человеческих эмоций. Известно, что грудные дети ясно выражают свои чувства и реакции и в общении задействованы все их органы чувств. Новорожденные дети ищут зрительного контакта, дрислушиваются к обмену звуками, их ручки и лицо движутся синхронно. Двухмесячный младенец может присоединиться к своей матери в игровой смене выражений лица и даже способен к обмену звуками.

Точно так же, как делают взрослые, когда спрашивают и отвечают, грудной ребенок время от времени ищет глаза общающегося с ним, слушает и наблюдает, улыбается, когда узнает его реакцию, и тогда берет инициативу звукового общения в свои руки, двигает губами и языком, издавая рудиментарную речь, и жестикулирует ручками. Выявлено, что речь матерей, обращенная к грудным детям на разных языках, универсальна по ритму, мелодике и голосовым характеристикам.

Эксперименты, изучавшие способности грудных детей воспринимать основные сигналы человеческой коммуникации, показали, что они способны различать основные эмоции — благодаря зрению, слуху и осязанию, чувствительности к движениям тела. Было установлено, что новорожденные сосут иначе при включении записи голоса их матерей и отдают предпочтение особенностям речи, которую они слышали в утробе.

Поведение новорожденных, имитирующих то, что они видят вокруг себя, показывает, что их реакция на мир не рефлекторна, а проходит процесс опосредования. Они намеренно имитируют, чтобы проверить, какова будет реакция родителей. Ультразвуковые наблюдения за плодом выявили, что в последние месяцы внутриутробного развития ребенок непрерывно совершает экспрессивные движения.

Реакция грудных детей на равнодушное или эмоционально неприемлемое отношение матери показывает, что их эмоции уже способны сигнализировать об отсутствии сочувствия, грусти, раздражении, а также нежелании общения и замкнутости. Были проведены эксперименты для выявления реакции грудных детей на мать, которая подавляет свою естественную реакцию сочувствия или находится в депрессии. Если за ребенком ухаживает мать, страдающая депрессией, неспособная дать ему общение, полное любви, это может иметь последствия для психического развития ребенка в будущем.

На третьем-четвертом месяце жизни дети начинают контролировать движения своих рук и могут удерживать головку, изучая окружающий мир глазами и ушами. Развивается их зрительная система, они тянутся к предмету и хватают его, связывают то, что они видят, с тем, что можно почувствовать на ошупь и услышать. Они лучше владеют своим телом и охотно реагируют на попытки родителей вовлечь их в ритмические игры.

Матери обнаруживают, что после трех месяцев дети прислушиваются к музыке и двигаются под нее. Песни и колыбельные, которые матери поют своим детям во вторые три месяца, универсальны. Общение может поддерживаться даже с ребенком, у которого нет одного или более органов чувств. Слепой ребенок чутко реагирует на нежный голос матери и на то, как она прикасается к его телу. Глухой ребенок сосредоточивается на материнском лице и руках, пытаясь преодолеть изоляцию, к которой приводит глухота. Таким образом, мать в состоянии полноценно общаться со слепым или глухим ребенком. Также во время наблюдения было выявлено, что плод в утробе матери и после рождения реагирует на определенную музыку. Грудные дети по-разному реагируют на отсутствие общения с родителями. Иногда некоторые дети способны находить себе других отзывчивых друзей.

В отличие от других исследований ребенка в утробе матери, исследования поведения плода фокусируются на движениях ребенка в третьем триместре беременности. Именно на этом этапе беременности движения плода в матке дают важную информацию о состоянии ребенка, особенно если наблюдение за движениями проводится одновременно с записью сердцебиения. Такой подход к изучению поведения плода основывается на утверждении о том, что переход от плода к ребенку — долгий процесс. Состояние плода за шесть недель до родов почти идентично состоянию ребенка шесть недель спустя. Поэтому логично, что с обоими следует обращаться одинаково.

Изучение поведения плода может быть показано, если движения плода нерегулярны, но исследования такого рода могут занять весь рабочий день. Начаться оно может, например, с часового отдыха матери, при котором присутствует врач. Поведение ребенка обычно фиксируется при помощи компьютерной томографии и ультразвукового сканирования, но это также может привести как к ложно-положительным, так и к ложно-отрицательным результатам. Другими словами, заключения, сделанные после этих процедур, зачастую имеют далеко идущие последствия. Измерение сердцебиения ребенка, например, может быть сопоставлено с пульсом, но, если ребенок сосет палец, могут измениться показатели его сердцебиения и это может показаться подозрительным. В результате без всякой необходимости может быть сделано кесарево сечение.

В Неймегенском Центре изучения поведения плода, в Амстердаме, директор доктор Ян Нийгуис недавно отметил, что активность и значение движений плода может оцениваться по-разному. Например, у плода имеются различные состояния, похожие на глубокий сон. Новорожденный ребенок, например, иногда впадает в очень глубокий, напоминающий кому сон, который представляет собой совершенно нормальное явление в первые недели после рождения и именно так воспринимается матерью и врачом. Но совсем иначе дело обстоит за несколько недель до родов, когда тревога иногда бывает вызвана тем фактом, что ребенок не шевелится.

Однако зачастую поведение плода оценить трудно. Например, со временем активности матери могут совпадать периоды активности плода. То же самое может относиться и к периодам отдыха, а потому есть вероятность, что беременная женщина не будет ничего чувствовать в течение целого дня, что, конечно, обеспокоит ее.

Противоречивый вопрос о том, когда у плода просыпается сознание, также затрагивается в исследованиях поведения плода. Сегодня нам известно лишь, что ребенок реагирует совершенно иначе спустя шесть недель после рождения по сравнению с периодом сразу после рождения, но вполне вероятно, что в той или иной мере сознание имеется даже в то время, когда ребенок находится в утробе матери. Например, у ребенка, находящегося в матке, были обнаружены рефлексы, и
исследования показали, что неврологическое развитие ребенка не претерпевает изменений в период от двух недель до родов до двух недель после.

Таким образом, поведение плода уже воспринимается как независимое поле исследований, в результате которых были сделаны значительные достижения, если учесть тот факт, что первая научная статья появилась не так давно — в 1978 году. В то время как наука стремительно развивается, медицинские работники склонны считать движение плода показателем его благополучия. В будущем исследователи, возможно, сосредоточат свое внимание на патологии, с тем чтобы, основываясь на многочисленных наблюдениях, определять, насколько болен или поражен плод.

Источник Сандерс П. Все о беременности: день за днем. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Было полезно? 0



Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр онлайн, прямо у нас на сайте.
Специалисты со всей России с отзывами реальных людей. Отзывы публикуются только от людей, побывавших на приеме!
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

Добавить комментарий
Оставить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив